Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "ЭнзоВин Нутришн" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13106-ЭП/21 от 16.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку специализированного пищевого продукта диетического лечебного и профилактического питания в виде витаминно-минерального комплекса (извещение N 0372100048821000123), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100048821000123. Начальная (максимальная) цена контракта - 432 000,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, документы и сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства:
1.Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно положениям Закона о контрактной системе, приведенным выше, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Соответственно, указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик товара, поставляемого для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям установлены Заказчиком в Разделе 4 "Описание объекта закупки" документации об аукционе.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к следующим конкретным показателям (характеристикам) необходимого к поставке товара:
N п/п |
Наименование |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
Код ОКПД2 |
1 |
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания в виде витаминно-минерального комплекса |
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания в виде витаминно-минерального комплекса предназначен для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей от 3-х лет в медицинских организациях в качестве компонента готовых блюд в составе диет лечебного питания.*
Внешний вид: порошкообразный. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии. Запах: свойственный набору компонентов без других посторонних запахов. Витаминно-минеральный комплекс не должен влиять на изменение органолептических свойств готового блюда, в том числе на вкус и на цвет. Вкус в готовом блюде: нейтральный. В готовых блюдах не должно быть нерастворимых вкраплений при добавлении в них витаминно-минерального комплекса, меняющих внешний вид готового блюда и негативно сказывающихся на восприятии готовых блюд пациентами. Состав: порошкообразная смесь витаминов не менее 10 и минеральных веществ не менее 2-х. Упаковка: масса нетто в пакете - не менее 10 г не более 50 г, в оригинальной герметичной упаковке производителя (значение параметра не требует конкретизации) **. Одна порция витаминно-минерального комплекса в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N395н "Об утверждении норм лечебного питания" должна обеспечивать от 50% до 100% физиологической нормы суточного потребления витаминов и минеральных веществ. Продукт должен выпускаться в соответствии с ГОСТ Р 58040-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия" Срок годности: не менее 12 месяцев. Остаточный срок годности товара на момент поставки не менее 80%. |
кг |
72 |
10.86.10.990 |
* Согласно статье 24 технического регламента Таможенного Союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания относится к специализированной пищевой продукции и подлежит государственной регистрации. Производство (изготовление), хранение, перевозка (транспортирование) и реализация специализированной пищевой продукции, не прошедшей государственную регистрацию, не допускается. В соответствии с п.2 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" при государственной регистрации продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания предоставляется документ(ы), подтверждающий(е) заявленные лечебные и (или) профилактические свойства.
** Требования к упаковке товара установлены для оптимальной организации хранения, эффективного расходования продукта, снижения потерь продукта и сохранения свежести и безопасности продукта. Упаковка должна обеспечивать сохранность продукта при погрузке, транспортировке и разгрузке от всякого рода повреждений, утраты товарного вида и исключать возможность свободного доступа. Наименование и маркировка на упаковке поставленного товара и в товаросопроводительных документах должны соответствовать информации, указанной в свидетельстве о государственной регистрации, соответствовать действующим стандартам Российской Федерации на упаковке в обязательном порядке должны указываться наименование товара, наименование производителя товара, юридический адрес производителя, дата изготовления и срок годности товара, а также температурные условия хранения товаров. Упаковка должна быть промышленного производства; изготовлена из экологически безопасных материалов, разрешенных в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами и обеспечивающая безопасность и качество товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к поставляемому товару не в соответствии с техническими регламентами и стандартами.
Представители Заказчика пояснил, что в описании объекта закупки требования установлены в соответствии техническими регламентами и стандартами, которые также удовлетворяют потребности Заказчика в полном объеме.
Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что ГОСТ Р 58040-2017 "Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия" (далее- ГОСТ Р 58040-2017), требование о соответствии к которому также установлено Заказчиком в отношении товарной позиции, утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2017 г. N 2094-ст в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", то есть является документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Установление в аукционной документации требования о том, что объект закупки - ВМК должен соответствовать данному ГОСТ, полностью отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Национальный стандарт ГОСТ Р 58040-2017 распространяется на ВМК премиксы, предназначенные для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевой продукции массового потребления, при производстве функциональных и специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, а также ВМК, готовые к употреблению, предназначенные для непосредственного употребления в качестве биологически активных добавок к пище или в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического профилактического и диетического лечебного питания для различных категорий населения (детей, беременных, кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов, пациентов медицинских организаций, потребителей услуг социальных учреждений, работающих во вредных и особо вредных условиях и в организованных коллективах и др.) и содержит технические требования к конкретным характеристикам, в том числе к органолептическим показателям (п. 5.2.1) и к содержанию витаминов и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК (п. 5.2.2).
В частности, в отношении ВМК, готовых к употреблению, для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях, ГОСТ Р 58040-2017 устанавливает следующее требование к содержанию витаминов и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК: "не менее чем 50% и не более чем 100% от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте" согласно Методических Рекомендаций 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации", в том числе по ГОСТ Р 57106". Соответственно, ГОСТ Р 57106-2016 не является единственным документом, в соответствии с которым могут производиться ВМК для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания, а распространяется на ВМК конкретного состава.
При этом ГОСТ Р 58040-2017 не устанавливает конкретных требований к составу ВМК, что также нашло отражение в техническом задании заказчика - конкретного состава витаминов и минералов в техническом задании заказчика не устанавливалось.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявитель на заседание Комиссии УФАС участие своих представителей не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Исходя из изложенного, Комиссия УФАС пришла к выводу, что документация об аукционе, в части описания объекта закупки, составлена в соответствии с нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭнзоВин Нутришн" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2021 г. N 44-1919/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021