Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Кузнецов Е. И., Плахотник Н. Е.,
от уполномоченного органа - Мурзина А. Н.,
от ООО "Турэксперт" - Савина Ю. Р.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Турэксперт" на действия заказчика - Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000289 "Услуги по организации и проведению фестиваля фейерверков "PyroFivePeaks 2021" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Турэксперт", выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
- В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также, согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" - наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При установлении критериев оценки заказчики должны руководствоваться положениями статьи 32 Закона о контрактной системе, а также Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1085 (далее - Правила оценки). Часть 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ устанавливает закрытый перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы на эксплуатацию);
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участника).
Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут использоваться для целей оценки.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов <1>) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
В п.7.2. пп.2 Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки указано, что оценка производится на основании предложения участника закупки. Предметом оценки является содержание предложения участника закупки по степени детализации и проработанности оказываемой услуги, в соответствии с требованиями Приложения 1 "Наименование и описание объекта закупки" к документации об открытом конкурсе в электронной форме. Предложение представляется в форме пояснительной записки с детализацией и в виде информационных (демонстрационных) и (или) иных материалов - описывающих разработанный проект оказываемой услуги (проекты, планы, сценарии программ, зарисовки рекламных буклетов, шрифты, уникальные тексты отражающие суть мероприятия), неудовлетворительная степень детализации и проработки предложения или предложения не представлены - 0, баллов удовлетворительная степень детализации и проработки предложения - 40 баллов, хорошая степень детализации и про-работки предложения - 80 баллов, Отличная степень детализации и проработки предложения, рациональна и применима для Заказчика - 100 баллов.
Заказчиком не определено, исходя из положений Документации понятие "степень детализации". В закупочной документации отсутствуют положения, через которые возможно установить то, какие именно объективные факторы влияют на присвоение тех или иных баллов участникам закупки.
- В соответствии с п.2 ч. 3 ст.49, ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 3, пп.3.1 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня" Конкурсной документации в качестве критерия оценки указано: "Опыт успешного выполнения оказанию услуг сопоставимого характера и объёма. Оцениваемый показатель: количество контрактов (договоров) исполненных в соответствии с 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на оказание услуг сопоставимого характера и объёма с ценой каждого контракта составляющей не менее 12% от НМЦК указанной в п. 2.6 настоящей документации за 2019 - 2020 год. Успешной признается оказание услуг по соответствующему контракту (договору), по которому участником закупки документально подтверждён факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени). Подтверждается копиями исполненных (без применения штрафных санкций, неустоек) контрактов (договоров) и актов выполненных работ/оказанных услуг за указанный период. Не имеется контрактов - 0 баллов, 1 контракт - 10 баллов, 2 контракта - 20 баллов, 3 контракта - 50 баллов, 4 контракта - 70 баллов, от 5 и более контрактов - 100 баллов".
При этом, в конкурсной документации не содержится разъяснений о том, что является услугами сопоставимого характера и объёма.
- В конкурсной документации заказчиком указывается, что принимаются только контракты, заключенные в рамках Закона N 44-ФЗ, без учета контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и гражданско-правовых договоров.
Вместе с тем, согласно п.4 ч.1. ст. 32 Закон N 44-ФЗ устанавливает право заказчика включать такой критерий оценки как "наличие_ опыта работы, связанного с предметом контракта", п. "б" ч. 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 раскрывает, что показателем может быть "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В свою очередь опыт выполнения соответствующих работ, выполненных исключительно по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы в рамках гражданско-правовых отношений с другими Заказчиками, так как законодательство предъявляет одинаковые нормативные требования в части осуществления соответствующих работ и принятия их результата. Поэтому, само по себе выполнение участником закупки работ, являвшихся предметом конкурса, независимо от того, во исполнение какого договора или контракта они выполнялись, свидетельствует о наличии необходимого опыта у участника закупки, позволяющего оценить его квалификацию.
Заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объёма как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности, что подтверждается определением Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 303-КГ16-12778 по делу N А59-3392/2015.
При этом ни объём, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости от того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч.1 ст.33, ст. 8, ст. 32 Закона N 44-ФЗ, ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" на действия заказчика - Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000289 "Услуги по организации и проведению фестиваля фейерверков "PyroFivePeaks 2021" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам нарушившим требования ч.1 ст.33, ст. 8, ст. 32 Закона N 44-ФЗ, ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ, в связи с чем, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 апреля 2021 г. N 026/06/64-927/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021