Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Ворокова Е.Б.,
от ООО "Скорость" - представители отсутствовали,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Скорость" на действия заказчика - ГКУ "Санаторий "Электроника" ФТС России" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100025221000004 "Приобретение продуктов питания 1".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Жалоба принята к рассмотрению и назначена на 27.04.2021 года. уведомив надлежащим образом заказчика и заявителя жалобы
27.04.2021 г. Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Скорость", выслушав сторону, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила:
Согласно положений пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
Относительно довода жалобы, что Техническое задание предоставленное заказчиком размещено в плохо копируемом формате pdf установлено следующее. Размещенная в единой информационной системе документация читаема, примененный формат является распространенным, отрытым, воспроизводится общераспространенными бесплатными программами, к информации об электронном аукционе имеется свободный, круглосуточный и бесплатный доступ, формат позволяет копирование текста.
Также, п.4.1 и п.5.1 аукционной документации не нарушают положений Закона о контрактной системе, поскольку требования указанные в указанных пунктах установлены согласно части 5 статьи 24.2 Закона N44-ФЗ согласно которой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Противоречий между указанными пунктами не усматриваются.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проведенной проверкой установлено, что потребность заказчика выражается в необходимости поставки в Учреждение пять наименований товара:
- Сыры полутвердые (КТРУ - 10.51.40.120-00000002);
- Сыры твердые (КТРУ - 10.51.40.130-00000007);
- Сыры твердые (КТРУ - 10.51.40.130-00000007);
- Сыры плавленые (КТРУ - 10.51.40.170-00000003);
- Сыры твердые (КТРУ - 10.51.40.130-00000007);
Требования к характеристикам товара установлены заказчиком в приложении N1 к техническому заданию.
Указанное техническое задание, в котором указаны требования к характеристикам пяти наименований товара составлено на 102-листах объемного и запутанного технического задания. Требования к характеристикам товаров установлены в запутанном и непонятном виде, поскольку заказчиком в техническом задании установлены различные требования к изложению конкретных показателей и их числовых значений - с различными разделами, расположенными и указанными не в соответствии с порядковыми их номерами, а в произвольном и хаотичном порядке.
Более того, в техническом задании на странице 102 указаны требования о том что, яблоки должны быть зеленого цвета а далее указаны требования к массе плодов, массе потребительской упаковке, что ни какого отношения к объекту закупке не имеет, поскольку в Извещении об осуществлении закупке указано что заказчику необходимы только сыры.
Вышеуказанные характеристики товаров, необходимо указать потенциальным участникам закупки при заполнении заявок.
В целях заполнения заявок участникам закупок необходимо указывать характеристики руководствуясь инструкцией по заполнению заявок.
Между тем, Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что в данном случае, инструкция по заполнению заявок является сложной, составленной на 10 листах сплошного текста и содержащая противоречивые сведения.
В инструкции по заполнения первых частей заявок содержится много лишней информации не относящейся к порядку заполнения характеристик товара настоящей закупке, например, указан порядок заполнения заявок при поставке яблок, требования к люкам с запорными замковыми устройствами общего назначения, самим запорным замковым устройствам а так же ряд других положений трактующих как заполнять заявку не относящиеся к объекту закупки.
Вместе с тем, Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Фактически Инструкция используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Подзаконных нормативных актов к разработке инструкции не существует.
Вместе с тем, при разработке подобных инструкций заказчики должны понимать, что включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками, потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
Частью 8 Закона N44-ФЗ установлено: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
К целям контрактной системы в силу ст. 1, 6 и 8 Закона N 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблении, создание равных условии для участников.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования к товарам, используемых при выполнении работ должно быть, установлено в понятном, недвусмысленном для потенциальных участников виде, а также не должно содержать каких-либо сложностей путем объемного и запутанного технического задания.
Таким образом, заказчиком установлено сложное и противоречивое техническое задание, которое не позволяет однозначно определить, что участник закупки должен указать в своей заявке, что усложняет процесс подготовки заявки.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного Суда Северо - Кавказского округа от 20.04.2017 по делу NoА53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах.
Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу NoА32-47801/2018, от 05.03.2019 по делу NoА53-24106/2018, Арбитражного Суда Северо - Кавказского округа от 16.12.2020 по делу NoА53-9124/2020.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе размещенная заказчиком на 10 листах, может затруднить корректное формирование заявки и вводит участников в заблуждение, о чем может свидетельствовать подаваемые жалобы.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" на действия заказчика - ГКУ "Санаторий "Электроника" ФТС России" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100025221000004 "Приобретение продуктов питания 1" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГКУ "Санаторий "Электроника" ФТС России" нарушившим ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В.Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 апреля 2021 г. N 026/06/64-956/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021