Резолютивная часть решения оглашена 23.04.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
___.
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ЭЛЕМА-Н" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку Потолочных (стеновых) энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч; Стеновых (потолочных) энерго- и газоснабжающих шин для нужд ГБУЗ ВО "Родильный дом N2г.Владимира" (N закупки 0128200000121002626), в открытом заседании в присутствии __.
Уполномоченный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (исх.N ДИЗО-3676/071-11 от 20.04.2021).
22.04.2021 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 23.04.2021.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-401/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭЛЕМА-Н" (далее - заявитель, общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку Потолочных (стеновых) энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч; Стеновых (потолочных) энерго- и газоснабжающих шин для нужд ГБУЗ ВО "Родильный дом N2г.Владимира" (N закупки 0128200000121002626).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением статьей 8, 33 Закона о контрактной системе, что выражается в следующем.
1. В п.п. 1.31, 2.29, 3.31, 4.18, 5.26 Приложения к информационной карте Таблицы 1 "Показатели товара (поставка оборудования). Техническое задание" указано: "Для исключения ошибок при соединении газовых штекеров и клапанов не однотипных видов газов, отжимные кольца газовых клапанов и хвостовики газовых штекеров имеют следующую цветовую расцветку: кислород - синий; вакуум - красный; сжатый воздух - желтый".
На территории России действует "ГОСТ Р ИСО 7396-1-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы трубопроводные медицинских газов. Часть 1. Системы трубопроводные для сжатых медицинских газов и вакуума" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2011 N 349-ст).
Во Введении ГОСТ Р ИСО 7396-1-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы трубопроводные медицинских газов. Часть 1. Системы трубопроводные для сжатых медицинских газов и вакуума" указано: "Настоящий стандарт направлен на обеспечение и доставку трубопроводными системами только специальных газов (или вакуума). Для этого в оконечных устройствах и других соединителях, предназначенных для использования оператором, применяются специфичные для газа компоненты. Кроме того, каждая система проверяется и сертифицируется на содержание только специального газа (или вакуума)."
Пункт 10.2. вышеуказанного стандарта указывает: "Цветовое кодирование. Если для трубопроводов применяется цветовое кодирование, то оно должно соответствовать ИСО 5359".
Кроме того пункт 3.54 ГОСТ Р ИСО 7396-1-2011 определяет : "Оконечное устройство (terminal unit): выходной блок (входной для вакуума) в трубопроводных системах, который оператор присоединяет или отсоединяет", т.е. это газовые штекера.
"В соответствии Таблицей 6 ИСО 5359 цветовая кодировка:
Кислород - белый, Закись азота - голубая, Смесь кислород/закись азота (объемная концентрация- 50%) - Бело-голубая, Смесь закись азота/кислород (объемная концентрация 80%) - Голубая-белая, Воздух для дыхания - Черно-белая, Воздух для привода хирургического инструмента - Черно-белая,
Разрежение - Желтая, Смесь воздух/кислород - Бело-черная, Азот для привода хирургического инструмента - Черная, Гелий - Коричневая, Смесь гелий/кислород (объемная концентрация 20%) - Коричнево-белая, Смесь гелий/кислород (объемная концентрация 80%) - Бело-коричневая, Смесь кислород/двуокись углерода (объемная концентрация 7%) - Бело-серая, Двуокись углерода - Серая, Смесь двуокись углерода/кислород (объемная концентрация 7%) - Серо-белая, Ксенон-Светло-коричневая, Смесь окись азота/азот - Черно-ярко-зеленая".
Обществом был направлен запрос на разъяснения документации Заказчику с просьбой привести требования по цветовой маркировки медицинских газов в соответствие с действующими национальными стандартами Российской Федерации, на что нам был дан ответ, что у Заказчика уже имеются консоли обеспечения медицинским газом, маркированные с нарушением ГОСТ Р ИСО 7396-1-2011.
Заявитель обращает внимание, что Заказчиком установлено требование "Стандарт газовых клапанов и штекеров DIN" и "Для исключения ошибок при соединении газовых штекеров и клапанов не однотипных видов газов, газовые клапана и штекера имеют следующее сечение: кислород - шестигранное; вакуум - квадратное с фаской; сжатый воздух - квадратное", что на 100% исключает включение газовых штекеров в клапан не соответствующего газа (или вакуума).
2. В Приложении к информационной карте Таблица 1 "Показатели товара (поставка оборудования). Техническое задание" установлены требования к дополнительному оборудованию для оснащения энерго- и газоснабжающих шин (консолей) - Устройство увлажнения кислорода со штекером (увлажнитель кислорода).
При этом заявитель полагает, что Заказчик некорректно описывает увлажнитель как два изделия, разделив его на два отдельных пункта, что, по мнению общества, вводит в заблуждение участников закупки.
В соответствии с КТРУ 32.50.13.190-00010, устройство, предназначенное для предупреждения сухости дыхательных путей при вдыхании кислорода (O2) путем добавления водяного пара к сухому газу при его прохождении через воду или реже над водой. Оно обычно состоит из градуированного контейнера (емкости) для воды, верхней части, выполняющей функции крышки (обычно навинчивающейся крышки с герметичным уплотнением), и трубки, которая погружается в воду, чтобы направить газ ниже уровня воды. Это устройство, общеизвестное как пузырьковый увлажнитель, не применяется для нагрева воды. Оно имеет коннекторы: 1) один (например, барашковая гайка) для подключения к флоуметру для кислородной терапии; и 2) второй для соединения с трубкой пациента. Это изделие многоразового использования.
Флоуметр, ротаметр, расходомер - это название одного и того же изделия.
Увлажнитель кислорода - медицинское изделие, зарегистрированное в установленном порядке и разрешено Министерством Здравоохранения РФ для применения в медицинской практике на территории РФ. Оно не является Средством измерения медицинского назначения (СИМН) и, соответственно, не имеет, и не должно иметь Свидетельства об утверждении типа средств измерений и Свидетельства о поверке.
Кроме того, заявитель полагает, что требование о более точной подаче кислорода несостоятельно, и оно не требуется методикой кислородотерапии. О том, что требование по установке поверенных ротаметров излишне, свидетельствуют и описание увлажнителей кислорода (увлажнителей дыхательных смесей) объявленных и прошедших закупочных процедур, ни в одной из которых нет требований, аналогичных п.п.1.4; 1.5, 1.8; 1.9 2.24 данного технического задания.
По данным открытых источников, только один производитель в РФ использует расходомер (ротаметр) со Свидетельствами об утверждении типа средств измерений и Свидетельствами о поверке - предприятие "Альтернативная наука", г. Санкт - Петербург. Остальные производители используя индикаторы кислорода, которые тарируют при производстве с такой же точностью.
В силу указанного, заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено требование о наличии у потенциального поставщика по договору сведений о поверке ротаметра медицинского газового, а также свидетельства об утверждении типа средства измерения на ротаметр, так как указанное требование необоснованно снижает круг потенциальных участников закупки.
3. Заказчик в п 7.2. Проекта контракта установил требования: "Услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателя), эксплуатирующих Оборудование, и специалистов Заказчика (Получателя), осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, должны быть оказаны Поставщиком после подписания Сторонами Акта приема-передачи Оборудования в соответствии с разделом 6 Контракта в течение двух дней".
Заявитель полагает, что срок монтажа закупаемого оборудования необъективно мал, при этом Заказчик объясняет это невозможностью приостановить работу более чем на два дня.
По мнению общества, проводить ремонтные работы в родильных домах при наличии новорожденных и рожениц недопустимо. Такие работы проводятся в период периодической полной санобработки всего родильного дома, которая производится в течении недели.
Кроме того, по утверждению Заказчика, необходимо установить оборудование и в палатах интенсивной терапии, из чего заявитель делает вывод, что родильный дом не будет проводить в этот период операций и поддержание рожениц интенсивной терапией, что так же не возможно.
Исходя из изложенного, заявитель просит приостановить размещение закупки, признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
Заказчик полагает, что документация данной закупки разработана в соответствии действующим законодательством, техническое задание составлено с учетом рода деятельности и потребностей заказчика, в том числе, с учетом имеющегося в учреждении оборудования, на основании чего представитель заказчика просит признать жалобу ООО "ЭЛЕМА-Н" необоснованной.
Уполномоченный орган в своих письменных пояснениях сообщил, что нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
08.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N0128200000121002626 о проведении электронного аукциона на закупку Потолочных (стеновых) энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч; Стеновых (потолочных) энерго- и газоснабжающих шин для нужд ГБУЗ ВО "Родильный дом N2г.Владимира".
12.04.2021 внесены изменения извещения N0128200000121002626 о проведении электронного аукциона на закупку Потолочных (стеновых) энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч; Стеновых (потолочных) энерго- и газоснабжающих шин для нужд ГБУЗ ВО "Родильный дом N2г.Владимира".
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 721 041,00 рублей.
1. На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На территории России действует "ГОСТ Р ИСО 7396-1-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы трубопроводные медицинских газов. Часть 1. Системы трубопроводные для сжатых медицинских газов и вакуума" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2011 N 349-ст).
Во Введении ГОСТ Р ИСО 7396-1-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы трубопроводные медицинских газов. Часть 1. Системы трубопроводные для сжатых медицинских газов и вакуума" указано: "Настоящий стандарт направлен на обеспечение и доставку трубопроводными системами только специальных газов (или вакуума). Для этого в оконечных устройствах и других соединителях, предназначенных для использования оператором, применяются специфичные для газа компоненты. Кроме того, каждая система проверяется и сертифицируется на содержание только специального газа (или вакуума".
Пункт 10.2. вышеуказанного стандарта указывает: "Цветовое кодирование. Если для трубопроводов применяется цветовое кодирование, то оно должно соответствовать ИСО 5359".
В соответствии Таблицей 6 ИСО 5359 цветовая кодировка:
"Кислород - белый, Закись азота - голубая, Смесь кислород/закись азота (объемная концентрация- 50%) - Бело-голубая, Смесь закись азота/кислород (объемная концентрация 80%) - Голубая-белая, Воздух для дыхания - Черно-белая, Воздух для привода хирургического инструмента - Черно-белая,
Разрежение - Желтая, Смесь воздух/кислород - Бело-черная, Азот для привода хирургического инструмента - Черная, Гелий - Коричневая, Смесь гелий/кислород (объемная концентрация 20%) - Коричнево-белая, Смесь гелий/кислород (объемная концентрация 80%) - Бело-коричневая, Смесь кислород/двуокись углерода (объемная концентрация 7%) - Бело-серая, Двуокись углерода - Серая, Смесь двуокись углерода/кислород (объемная концентрация 7%) - Серо-белая, Ксенон-Светло-коричневая, Смесь окись азота/азот - Черно-ярко-зеленая".
Изучив аукционную документацию на закупку Потолочных (стеновых) энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч; Стеновых (потолочных) энерго- и газоснабжающих шин для нужд ГБУЗ ВО "Родильный дом N2 г.Владимира" (N закупки 0128200000121002626), Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
В п.п. 1.31, 2.29, 3.31, 4.18, 5.26 Приложения к информационной карте Таблицы 1 "Показатели товара (поставка оборудования). Техническое задание" заказчиком установлено: "Для исключения ошибок при соединении газовых штекеров и клапанов не однотипных видов газов, отжимные кольца газовых клапанов и хвостовики газовых штекеров имеют следующую цветовую расцветку: кислород - синий; вакуум - красный; сжатый воздух - желтый".
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу о том, что требования, установленные заказчиком к цветовой кодировке отжимных колец газовых клапанов и хвостовиков газовых штекеров, не соответствуют вышеуказанным стандартам.
Более того, заказчиком не представлены неоспоримые письменные доказательства потребности в данном показателе товара.
На основании изложенного, данный довод жалобы является обоснованным.
2. Заказчиком в Таблице 1 "Техническое задание" Приложения к информационной карте установлены требования к показателям п. 1.44-п.1.73 "Устройства увлажнения кислорода со штекером" и "Ротаметра медицинского газового".
При описании данных позиций в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
На основании анализа указанных норм, а также проанализировав документацию и оценив доводы заявителя, Комиссия установила, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. Таким образом, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики услуги, которые отвечают его потребностям, также вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Контрольный орган в сфере закупок принимает во внимание то, что отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
На основании анализа указанных норм, представленных документов Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
В связи с выше установленным Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заказчиком, учреждением родовспоможения, при описании объекта закупки учитывалась необходимость конечного результата - качественного оказания медицинской помощи в соответствии с приказом М3 РФ от 20 октября 2020 г. N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", а также приказом МЗ РФ от 15 ноября 2012 года N 921н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю неонатология".
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС не усматривает нарушения действующего законодательства в действиях заказчика, установившие требования в п. 1.44-п.1.73 "Устройства увлажнения кислорода со штекером" и "Ротаметра медицинского газового".
3. Пунктом 7.2. Проекта контракта по данной закупке установлено, что услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателя), эксплуатирующих Оборудование, и специалистов Заказчика (Получателя), осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, должны быть оказаны Поставщиком после подписания Сторонами Акта приема-передачи Оборудования в соответствии с разделом 6 Контракта в течение двух дней.
Комиссия Владимирского УФАС констатирует, что положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок не регламентированы сроки выполнения работ (в данном случае - сроков монтажа и установки закупаемого оборудования).
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем жалобы не предоставлено объективных документов и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что указанные заказчиком сроки монтажа и установки закупаемого оборудования нарушают права участников закупки и ограничивают конкуренцию.
На основании чего, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности данного довода подателя жалобы.
С учетом изложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭЛЕМА-Н" на положения документации при проведении электронного аукциона на закупку Потолочных (стеновых) энерго- и газоснабжающих шин с комплектом передвижных плеч; Стеновых (потолочных) энерго- и газоснабжающих шин для нужд ГБУЗ ВО "Родильный дом N2 г.Владимира" (N закупки 0128200000121002626) частично обоснованной (в части установления требования в п.п. 1.31, 2.29, 3.31, 4.18, 5.26 Технического задания цветовой маркировки).
2. Признать заказчика - ГБУЗ ВО "Родильный дом N2г.Владимира" нарушившим требования частей 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 апреля 2021 г. N 033/06/33-401/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021