Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО "Здравко" (далее - заявитель, общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания для оснащения объекта: "Школа в микрорайоне Коммунар, г. Владимир" (Поставка робототехнического оборудования) (закупка N 0328300032821000131) в присутствии представителя заявителя _ (доверенность от 06.04.2021 N 5), представителя уполномоченного органа - Управление муниципального заказа администрации города Владимира _ (доверенность от 29.10.2020 N 18-03/444).
Заказчик, уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-414/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Здравко" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания для оснащения объекта: "Школа в микрорайоне Коммунар, г. Владимир" (Поставка робототехнического оборудования) (закупка N 0328300032821000131).
В жалобе заявитель указал, что документация рассматриваемого электронного аукциона содержит нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, выраженные в следующем:
1.при описании объекта закупки заказчик не использовал обязательные для применения характеристики, указанные в КТРУ, кроме того, заказчиком не внесено указанные им в разъяснениях изменения и в нарушении пункта 4 Правил не указаны обязательные для применения характеристики и не включено в описание товара надлежащее обоснование необходимости использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил.
В частности ООО "Здравко" указывает на позицию 12 "Универсальный комплект для организации командных и индивидуальных инженерных соревнований", в которой заказчиком установлен код из КТРУ 32.99.53.130/32.99.53.130-00000066 и указаны следующие характеристики: "Набор должен содержать не менее 750 элементов, в том числе: контроллер двигателей постоянного тока и датчики, моторы, сервоприводы, колеса, шестерни, скобы и муфты, планки и кронштейны, инструменты, аккумуляторная батарея и зарядное устройство". Далее в обоснование дополнительных характеристик указано, что это необходимо для обеспечения создания учебных проектов по робототехнике и системам измерений в рамках общеобразовательной программы
Однако, в КТРУ указаны следующие характеристики: 32.99.53.130-00000066 Универсальный комплект для организации командных и индивидуальных инженерных соревнований. Единица измерения: Комплект, комплектация: Контроллер, Кабель USB , Система сбора данных , Цифровой модуль управления, Усилитель мощности, Кабель макетной платы (цифровой), Кабель макетной платы (аналоговый), Адаптер для макетной платы (цифровой), Адаптер для макетной платы (аналоговый), Адаптер для подключения датчиков к контроллеру, Адаптер для подключения датчиков к программируемому контроллеру.
Также заявитель указывает на позицию N6 "Базовый набор учебного манипулятора", в которой указан код ОКПД 2 32.99.53.130 и перечислен ряд характеристик. Вместе с тем, в КТРУ имеется позиция "Робот-манипулятор учебный" с кодом 32.99.53.110-00000002. Робот-манипулятор учебный. Вид товара: Робот-манипулятор учебный; Количество степеней свободы: до 3 (шт), от 6 (шт), от 4 (шт) , от 3 (шт); Максимальная грузоподъемность: до 1 (кг), от 1 (кг).
Кроме того, ООО "Здравко" указывает на то, что в отношении других товаров заказчиком не указано на их соответствие КТРУ.
2. При описании объекта закупки заказчиком применены товарные знаки без указания слов "или эквивалент" и параметров эквивалентности.
В качестве примера заявитель указывает на следующее:
По позиции N3 "Программируемый контроллер для изучения встраиваемых кибернетических систем" в отношении процессора указывает: Процессор: не менее 64- битный 4-ядерный ARM Cortex-А53 с тактовой частотой 1,2 ГГц на однокристальном чипе Broadcom ВСМ2837.
Процессор ARM Cortex- А53является 32-битным процессорным ядром, лицензированным ARM Holdings (британская компания по разработке полупроводников и программного обеспечения).
Broadcom ВСМ2837это модель чипа производителя Broadcom(BroadcomInc.
По позиции N14 "Базовый набор учебного квадрокоптера" указано: в состав ПАК должна входить аппаратная часть, выполненная в виде отдельного блока, подключаемого на разъемах, без применения пайки на основе микроконтроллера типа Arduino и дополнительными блоками для работы с полетным контроллером ВНУК RaspberryPi %, бортовыми датчиками и прочими элементами: наличие.
Заявитель указывает на то, что Arduino - торговая марка аппаратно-программных средств для построения и прототипирования простых систем, моделей и экспериментов в области электроники, автоматики, автоматизации процессов и робототехники. А RaspberryPi - одноплатный компьютер размером с банковскую карту, изначально разработанный как бюджетная система для обучения информатике, но позже получивший более широкое применение и известность. Разрабатывается британской компанией RaspberryPiFoundation.
По этой же позиции N14 указано, что программно-аппаратный комплекс (далее ПАК): должен соответствовать следующим характеристикам: 1.13. МП: Возможность соединения с наземной управляющей станцией QGroundControl по Wi-Fi: наличие;
Однако, QGroundControl- это Тактическая стратегия в реальном времени, разработанная компанией MassiveEntertainment .
По позиции N7 "Расширенный робототехнический набор", не понятно с какой целью заказчик устанавливает необоснованно требование о поддержки датчиков с определёнными товарными знаками LEGO/HiTechnic.
В рамках третьего довода заявитель указал, что описанные заказчиком характеристики товаров не соответствуют имеющейся в аукционной документации инструкции и являются необъективными.
На основании изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку закупки, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика, уполномоченного органа, представитель уполномоченного органа выразил мнение о необоснованности доводов жалобы, пояснив, что по позиции 12 указано, что контроллер должен соответствовать КТРУ, при этом дан перечень исполнения, который соответствует потребностям заказчика, но отсутствует в КТРУ.
Относительно позиции 6 Приложения N 1 к Информационной карте представитель пояснил, что по данной позиции осуществляется не закупка "робота-манипулятора учебного", а "базовый набор учебного манипулятора", наличие которого в КТРУ отсутствует.
Относительно второго довода представитель уполномоченного органа пояснил, что в составе документации электронного аукциона отсутствует указание на товарные знаки.
Относительно третьего довода представитель уполномоченного органа пояснил, что описание предмета закупки, по его мнению, в полном мере соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, на сайте единой информационной системы находится пять разъяснений на запросы, которые в совокупности содержат ответы на все положения жалобы заявителя.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
09.04.2021 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0328300032821000131 и документация электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания для оснащения объекта: "Школа в микрорайоне Коммунар, г. Владимир" (Поставка робототехнического оборудования) (в актуальной редакции).
Начальная максимальная цена закупки составляет 10 136 285,00 рублей.
1.1В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд(далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в Приложении N 1 к информационной карте рассматриваемого электронного аукциона заказчиком приведено описание объекта (описание товара, подлежащего к поставке).
По позиции 12 заказчиком указано: универсальный комплект для организации командных и индивидуальных инженерных соревнований 32.99.53.130/32.99.53.130-00000066.
Комплектация. Контролер. Набор должен содержать не менее 750 элементов, в том числе: контроллер двигателей постоянного тока и датчики, моторы, сервоприводы, колеса, шестерни, скобы и муфты, планки и кронштейны, инструменты, аккумуляторная батарея и зарядное устройство.
Также по данной позиции указано обоснование дополнительных характеристик "для обеспечения создания учебных проектов по робототехнике и системам измерений в рамках общеобразовательной программы".
В КТР по данной позиции в описании товара, работы, услуги указана одна характеристика комплектация и вместе с тем указано, что характеристика не является обязательной для применения.
Однако, заказчиком по данной позиции выбрано одно значение - контроллер.
Таким образом, в виду того, что данная характеристика не является обязательной для применения, Комиссия не находит какого-либо нарушения и несоответствия.
1.2. Относительно поддовода о том, что в отношении других товаров заказчиком не указано на их соответствие КТРУ, Комиссия отмечает, что заявителем жалобы не уточнено по каким именно другим товарам не указано на соответствие КТРУ.
1.3. По позиции N 6 Приложения N 1 к Информационной карте заказчиком указано: Базовый набор учебного манипулятора. 32.99.53.130. Наименование характеристики. Исполнение. Комплект, программируемый роботизированный манипулятор (далее ПРМ), должен представлять собой манипулятор настольного размещения, с длинной рабочей зоны не менее 320 мм, движение манипулятора должно осуществляться по четырем осям. ПРМ должно быть предназначено для осуществления производственных операций и действовать по заранее заложенной программе. ПРМ должно самостоятельно осуществлять производственные операции, поддерживать функции автономности и работы, как с оператором, так и без него. Функции автономности устройства при работе без оператора, должны задаваться с помощью программы. Детали ПРМ должны быть выполнены из высокопрочного пластика и алюминиевого сплава 6061. Электропитание комплектов собранных на базе ПРМ должно обеспечиваться специальным трансформатором (адаптером), который должен преобразовывать 220В переменного тока, в 12В постоянного тока и обладать максимальной потребляемой мощностью 60 Вт. ПРМ должен иметь возможность соединения с компьютером при помощи интерфейсов Wi-Fi, Bluetooth, а также USB кабеля и иметь возможность управления при помощи джойстика. ПРМ должен иметь возможность самостоятельной установки не менее 5 вариантов комплектов следующего типа: комплект пневматический захват, комплект вакуумная присоска, комплект письмо и рисование, комплект лазер, комплект 3D печать. Комплекты должны представлять собой полноценные работающие устройства.
Комплект пневматический захват должен иметь следующие характеристики: максимальная ширина захвата не менее 27 мм; максимальная сила сжатия не менее 8Н.
Комплект 3D печать должен иметь следующие характеристики: возможность печатать 3D фигуры размером в диапазоне от 0,1*0,1*0,1 мм до 150*150*150 мм включительно из материала PLA; разрешение печатающей головки не менее 0,1 мм.
Комплект вакуумная присоска должен иметь следующие характеристики: присоска диаметром, не менее 20 мм; давление присоски, не менее 35кПа.
Комплект письмо и рисование должен иметь следующие характеристики: возможность закрепления ручки, карандаша, маркера диаметром не менее 10 мм.
Комплект лазер должен иметь следующие характеристики: длина волны не менее 405нм, потребляемая мощность не менее 0.5 Вт.
В состав ПРМ должны входить следующие комплектующие:
инструкция пользователя - не менее 1шт.; калибровочный лист - не менее 1шт.; шток - не менее 2шт.; шестигранный ключ М1 - не менее 1шт.; шестигранный ключ М1,5 - не менее 1шт.; шестигранный ключ М2 - не менее 1шт.; крепежный винт - не менее 1шт.; защитные очки - не менее 1шт.; USB кабель для соединения с компьютером - не менее 1шт.; стекло - не менее 1шт.; катушка PLA, массой не менее 200 гр, диаметром не менее 1,75 мм - не менее 1шт.; клейкая лента - не менее 1шт.; трубка для материала PLA - не менее 1шт.; джойстик - не менее 1шт.; bluetooth адаптер для джойстика - не менее 1шт.; USB переходник для джойстика.; USB кабель для джойстика - не менее 1шт.; мешочек для джойстика - не менее 1шт.; bluetooth адаптер - не менее 1шт.; wi-fi адаптер - не менее 1шт; набор бумаги - не менее 1шт; сетевой адаптер - не менее 1шт.; экструдер - не менее 1шт.; печатающая головка - не менее 1шт.; вакуумная присоска - не менее 1шт.; компрессор - не менее 1шт.; держатель для ручки - не менее 1шт.; ручка - не менее 1шт.; модуль лазер - не менее 1шт.; крепление для пневматического захвата и вакуумной присоски - не менее 1шт.
ПРМ должен соответствовать следующим характеристикам:
полезная нагрузка - не менее 500гр; максимальное расстояние движения по осям - не менее 320 мм; масса без упаковки - не более 4 кг; масса с упаковкой - не более 8 кг; размер - не более 355х300х490мм; диапазон рабочих температур - от минус 10°С до плюс 60°С включительно; базовый размер - не более 150х150мм; входное напряжение трансформатора (адаптера) - не менее 220В переменного тока, при частоте не более 60 Гц; выходное напряжение трансформатора (адаптера) - не менее 12В постоянного тока; выходная сила тока трансформатора (адаптера) - не менее 7А; максимальная потребляемая мощность трансформатора (адаптера) - не более 60 Вт; максимальный размер 3D печати - не менее 150х150х150мм; разрешение печатающей головки - не более 0,1 мм; потребляемая мощность лазера - не менее 0.5 Вт; длина волны лазера - не менее 405нм; диаметр держателя ручки - не менее 10 мм; диаметр присоски - не менее 20 мм; давление присоски - не менее 35кПа; максимальная ширина пневматического захвата - не менее 27 мм; сила сжатия пневматического захвата - не менее 8Н.
Как следует из пояснений представителя уполномоченного органа, в рассматриваемом случае закупается именно базовый набор учебного манипулятора, а не робот - манипулятор учебный.
Таким образом, данный довод является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Рассмотрев Приложение N 1 к Информационной карте, Комиссия пришла к выводу о том, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок по ряду позиций технического задания аукционной документации заказчиком допущено указание товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент" и параметров эквивалентности.
В частности, по позиции N3 "Программируемый контроллер для изучения встраиваемых кибернетических систем" в отношении процессора указано: процессор: не менее 64- битный 4-ядерный ARM Cortex-А53 с тактовой частотой 1,2 ГГц на однокристальном чипе Broadcom ВСМ2837.
Таким образом, заказчиком указана марка и серия определенного процессора Cortex-A53. Кроме того, по данной позиции имеется указание на производителя чипа.
По позиции N14 "Базовый набор учебного квадрокоптера" указано: в состав ПАК должна входить аппаратная часть, выполненная в виде отдельного блока, подключаемого на разъемах, без применения пайки на основе микроконтроллера типа Arduino и дополнительными блоками для работы с полетным контроллером ВНУК RaspberryPi %, бортовыми датчиками и прочими элементами: наличие.
По данной позиции указана конкретная платформа микроконтроллера конкретной торговой марки.
По этой же позиции указано, что программно-аппаратный комплекс (далее ПАК): должен соответствовать следующим характеристикам: 1.13. МП: Возможность соединения с наземной управляющей станцией QGroundControl по Wi-Fi: наличие;
Однако, управляющая станция QGroundControl также свидетельствует о конкретном производителе.
По позиции N7 "Расширенный робототехнический набор" среди прочего указано требование "поддержка датчиков LEGO/HiTechnic - наличие". Однако требование к поддержке определенных датчиков также свидетельствует о конкретном производителе, о конкретном товарном знаке.
Таким образом, данный довод заявителя является состоятельным.
3. В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Рассмотрев описание требуемых к поставке товаров по рассматриваемой закупке, Комиссия пришла к выводу о том, что в нарушение требований статьи 33, статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание требуемых к поставке товаров по ряду позиций приведено необъективно.
Необъективное описание приведено заказчиком в том числе по следующим позициям.
По позиции N13 "Ресурсный набор к универсальному комплекту для организации командных и индивидуальных инженерных соревнований" указано "ресурсный набор, используемый для расширения технических возможностей базового конструктора. Набор должен включать не менее 350 строительных элементов, в том числе моторы, планки, Omni-колеса, большие балки, муфты, оси, винты и т.п. Набор должен использоваться для построения более сложных и масштабных роботов".
В данной позиции присутствует аббревиатура "т.п.", однако, заказчиком не разъяснено что именно требуется от участника закупки указать в заявке: необходимо указать состав набора или необходимо также продекларировать "т.п".
По позиции N14 "Базовый набор учебного квадрокоптера", указано "В состав ПАК должна входить аппаратная часть, выполненная в виде отдельного блока, подключаемого на разъемах, без применения пайки на основе микроконтроллера типа Arduino и дополнительными блоками для работы с полетным контроллером БНУК Raspberry Pi , бортовыми датчиками и прочими элементами: наличие". Однако, заказчиком также не дано указание на то, что подразумевает под собой формулировка "дополнительные блоки" и каким образом оформить данное требование участнику закупки в заявке: раскрыть (перечислить) дополнительные блоки или продекларировать в том виде, в котором указано это в документации. Также необъективно сформировано требование к указанию прочих элементов.
По позиции N 6 "Базовый набор учебного манипулятора" указано, что детали ПРМ должны быть выполнены из высокопрочного пластика. Однако, заказчиком не раскрыто что подразумевает под собой и что считается высокопрочным пластиком.
По позиции N7 "Расширенный робототехнический набор" заказчиком указано "конструктор на базе высокопроизводительного одноплатного компьютера". Вместе с тем не дано разъяснение что под собой подразумевает высокопроизводительный компьютер.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в Приложении N 1 к Информационной карте заказчиком использовано при перечислении слово " и другие". Однако, в документации не разъяснено требование относительно правильного трактования и указания данного слова "и другие": необходимо перечислить то, что подразумевается под "и другие" или необходимо прописать данное "и другое".
Таким образом, в виду вышеизложенного, данный довод заявителя является состоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Здравко" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания для оснащения объекта: "Школа в микрорайоне Коммунар, г. Владимир" (Поставка робототехнического оборудования) (закупка N 0328300032821000131) частично обоснованной (в части нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок при описании ряда технических характеристик закупаемого товара).
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 апреля 2021 г. N 033/06/33-414/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021