Резолютивная часть оглашена
22.04.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: заместителя руководителя управления Самарского УФАС, начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Джули" на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме по объекту закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту объектов, расположенных на территории Загородного центра "Лесная сказка" (Самарская область, Кинельский район), "Спальный корпус N1", "Спальный корпус N 2", "Спальный корпус N 3", "Спальный корпус N 4" (для проведения детского военно-исторического лагеря "Страна героев" в рамках национального проекта "Культура") для нужд государственного бюджетного учреждения Самарской области "Агентство по реализации молодежной политики" (извещение N 0142200001321006964, начальная (максимальная) цена контракта - 10 516 840 руб.),
в присутствии представителей: от Уполномоченного органа - (доверенность), представитель Заявителя не явился, уведомлен, от Заказчика поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы:
1. Заказчик устанавливает требование только о наличии взносов в фонд обеспечения договорных обязательств, при этом не указаны требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, как того требует часть 12 статьи 55.16 ГрК РФ, что противоречит действующему законодательству;
2. В составе аукционной документации отсутствует проект сметы контракта, что противоречит требованиям действующего законодательства;
3. В аукционной документации отсутствует заключение экспертизы достоверности сметной стоимости документации, что не позволяет определить объемы работ, подлежащих выполнению и соответствие им сметной документации.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, привести документацию о закупке в соответствие с законодательством.
Заказчик, Уполномоченный орган в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражали, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, конкурсную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении определенных условий.
Пунктом 1 части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса предусмотрено требование к саморегулируемой организации о наличии компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 55.8. Градостроительного кодекса совокупный размер обязательств по договорам не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого лицом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Пунктом 1 части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса установлено требование к саморегулируемым организациям, но не к участникам закупки, являющимся членами СРО.
При этом данная норма действует в силу закона, ее дублирование в аукционной документации не требуется.
Участники закупки, являющиеся членами СРО, обязаны соблюдать требования законодательства в части взносов в компенсационные фонды, а размеры этих взносов зависят от объема принимаемых обязательств и регулируются не аукционной документацией, а градостроительным законодательством.
Так, минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 (в отношении изысканий и проектирования) или 13 (в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта) статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, содержит ряд сведений, позволяющих установить специальную гражданскую правоспособность члена СРО:
право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса;
виды объектов капитального строительства: особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, объекты использования атомной энергии;
сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
сведения о приостановлении права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
В соответствии с указанными нормами градостроительного законодательства в пункте 23 Информационной карты установлено требование к участникам закупки:
"Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства*; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)*. *Требование не распространяется: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ); - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным (муниципальным) участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ. Исчерпывающий перечень документов: наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ)."
Таким образом, в Информационной карте требования к участникам закупки сформированы в необходимом и достаточном объеме в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Законом о контрактной системе, в связи с чем рассматриваемый довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Довод заявителя жалобы о том, что отсутствие заключения государственной экспертизы по определению достоверности сметной стоимости не позволяет определить объем работ, подлежащих выполнению не находит своего подтверждения. Кроме того, законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность Заказчика по размещению в составе документации об аукционе заключения государственной экспертизы проектной документации и экспертизы достоверности определения сметной стоимости (решения ФАС России от 28.06.2019 N 19/44/105/1707, от 20.06.2019 N 19/44/105/1662).
Запросов на разъяснение положений документации по вышеуказанным доводам жалоб не поступало. На участие в закупке подано тринадцать заявок. Начальная (максимальная) цена контракта в ходе электронного аукциона снижена на 18,8%.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Направить жалобу ООО "Джули" в части доводов об отсутствии начальной (максимальной) цены контракта в адрес органа внутреннего финансового контроля для рассмотрения по подведомственности.
2. Признать жалобу ООО "Джули" в остальной части необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 апреля 2021 г. N 343-8077-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021