Резолютивная часть оглашена
26.04.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Джули" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Выполнение работ по капитальному ремонту объектов, расположенных на территории Загородного центра "Лесная сказка" (Самарская область, Кинельский район), "Актовый зал (с кинобудкой и гримерной комнатой) здания "Клуб-столовая", "Малый и большой обеденные залы здания "Клуб-столовая", "Система отопления здания "Клуб-столовая", "Помещения пищеблока 2 этажа здания "Клуб-столовая", "Правое крыло 1 этажа здания "Клуб-столовая" (для проведения детского военно-исторического лагеря "Страна героев" в рамках национального проекта "Культура") для нужд государственного бюджетного учреждения Самарской области "Агентство по реализации молодежной политики"" (извещение N0142200001321007199, начальная (максимальная) цена контракта - 18 042 310,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалоба ООО "Джули" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы:
1. Заказчик устанавливает требование только о наличии взносов в фонд обеспечения договорных обязательств, при этом не указаны требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, как того требует ч.12 ст.55.16 ГрК РФ, что противоречит действующему законодательству.
2. В составе аукционной документации отсутствует проектно-сметная документация в полном объеме.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку закупки, признать положения конкурсной документации несоответствующими законодательству, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.
Заказчик, Уполномоченный орган в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражали, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, конкурсную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении определенных условий.
Пунктом 1 части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса предусмотрено требование к саморегулируемой организации о наличии компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 55.8. Градостроительного кодекса совокупный размер обязательств по договорам не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого лицом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Пунктом 1 части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса установлено требование к саморегулируемым организациям, но не к участникам закупки, являющимся членами СРО.
При этом данная норма действует в силу закона, ее дублирование в аукционной документации не требуется.
Участники закупки, являющиеся членами СРО, обязаны соблюдать требования законодательства в части взносов в компенсационные фонды, а размеры этих взносов зависят от объема принимаемых обязательств и регулируются не аукционной документацией, а градостроительным законодательством.
Так, минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 (в отношении изысканий и проектирования) или 13 (в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта) статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, содержит ряд сведений, позволяющих установить специальную гражданскую правоспособность члена СРО:
право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса;
виды объектов капитального строительства: особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, объекты использования атомной энергии;
сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
сведения о приостановлении права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
В соответствии с указанными нормами градостроительного законодательства в пункте 20 Информационной карты установлено требование к участникам закупки:
"Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства*;
совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)*.
*Требование не распространяется:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ);
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным (муниципальным) участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Исчерпывающий перечень документов:
наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, выданной не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ)".
На основании вышеизложенного установлено, что в Информационной карте требования к участникам закупки сформированы в необходимом и достаточном объеме в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Законом о контрактной системе.
Довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Относительно доводов Заявителя об отсутствии проектной документация в составе документации о закупке установлено следующее.
В силу части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Согласно части 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Объектом данной закупки является: "Выполнение работ по капитальному ремонту объектов, расположенных на территории Загородного центра "Лесная сказка" (Самарская область, Кинельский район), "Актовый зал (с кинобудкой и гримерной комнатой) здания "Клуб-столовая", "Малый и большой обеденные залы здания "Клуб-столовая", "Система отопления здания "Клуб-столовая", "Помещения пищеблока 2 этажа здания "Клуб-столовая", "Правое крыло 1 этажа здания "Клуб-столовая" (для проведения детского военно-исторического лагеря "Страна героев" в рамках национального проекта "Культура") для нужд государственного бюджетного учреждения Самарской области "Агентство по реализации молодежной политики"", что содержит работы, относящиеся к работам по капитальному ремонту, следовательно, документация Заказчика на основании статьи 48 ГрК РФ, а также Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. N87 должна содержать помимо сметы полный объем проектно-сметной документации.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ при капитальном ремонте проектная документация может содержать не все, а только отдельные разделы, предусмотренные частью 12 статьи 48 ГрК РФ. Перечень таких разделов определяется застройщиком или техническим заказчиком исходя из содержания выполняемых работ.
Таким образом, если для выполнения работ по капитальному ремонту застройщику достаточно только сметной документации, то такая сметная документация будет выступать проектной документацией в соответствии с положениями ГрК РФ.
Доводы заявителя признаются необоснованными.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 апреля 2021 г. N 357-8077-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021