Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО Дорожная компания "Норд" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на cодержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание комплексных постов дорожного контроля, пунктов учета интенсивности движения и информационные табло (изв. N 0315100000321000013) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000014 ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс в электронной форме на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание комплексных постов дорожного контроля, пунктов учета интенсивности движения и информационные табло.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.02.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 204 834 280,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.03.2021 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе от 16.04.2021 г., заявка ООО "Дорожная компания "Норд" (номер 3) признана несоответствующей требованиям конкурсной документации по причине непредоставления документов и информации, предусмотренных п.п.1-3, 7 ч.6 ст.54.4 Закона о закупках, либо несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией. А именно: отсутствуют документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме установленным требованиям и условиям допуска. В аккредитационных документах и во вторы частях заявки участника представлено решение единственного учредителя (участника) об одобрении совершения крупной сделки без нотариального удостоверения. Тогда как в Уставе участника не предусмотрен альтернативный способ удостоверения данного решения.
По мнению Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно признала заявку несоответствующей требованиям Закона о закупках, аукционной документации.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о закупках в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены ч.4, ч.6 ст.54.4 Закона о закупках. Аналогичные требования установлены Заказчиком в п.2 раздела 7 конкурсной документации.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках, конкурсная документация не обязывает участника закупки предоставлять в составе заявки решения об одобрении крупной сделки.
В соответствии с ч.1 ст.54.4 Закона о закупках, подача заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.
Согласно ч.1 ст.54.7 Закона о закупках, в течение одного часа с момента формирования протокола подачи окончательных предложений о цене контракта, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о закупках.
В соответствии с п.4 ч.11 ст.24.1 Закона о закупках, оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику решение (копию решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки.
Комиссией установлено, что ООО "Дорожная компания Норд" в составе аккредитационных документов предоставлено решение единственного учредителя (участника) Общества N 11 от 01.08.2020 г.
Согласно ч.1 ст.46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N27 от 26.06.2018 г., для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков:
1) количественного (стоимостного): предметом сделки является имущество, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее - имущество), цена или балансовая стоимость (а в случае передачи имущества во временное владение и (или) пользование, заключения лицензионного договора - балансовая стоимость) которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
2) качественного: сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, т.е. совершение сделки приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов (пункт 8 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Например, к наступлению таких последствий может привести продажа (передача в аренду) основного производственного актива общества. Сделка также может быть квалифицирована как влекущая существенное изменение масштабов деятельности общества, если она влечет для общества существенное изменение региона деятельности или рынков сбыта.
Устанавливая наличие данного критерия, следует учитывать, что он должен иметь место на момент совершения сделки, а последующее наступление таких последствий само по себе не свидетельствует о том, что их причиной стала соответствующая сделка и что такая сделка выходила за пределы обычной хозяйственной деятельности. При оценке возможности наступления таких последствий на момент совершения сделки следует принимать во внимание не только условия оспариваемой сделки, но также и иные обстоятельства, связанные с деятельностью общества в момент совершения сделки. Например, сделка по приобретению оборудования, которое могло использоваться в рамках уже осуществляемой деятельности, не должна была привести к смене вида деятельности.
Любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное (пункт 8 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Общество не обязано доказывать совершение оспариваемой сделки за пределами обычной хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.5.2 Устава Общества, ООО "Дорожная компания Норд" для реализации поставленных целей (извлечения прибыли) осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ (приложена к жалобе), основным видом деятельности Общества является 52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
К дополнительным видам деятельности Общества отнесены также 33.14 Ремонт электрического оборудования, 42.11 Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), группировка кода ОКВЭД 42.11. включает в себя, в числе прочего, также:
- строительные работы но устройству дорожных покрытий автомобильных дорог;
- строительные работы по устройству или восстановлению дорожных покрытий автостоянок из асфальта, бетона и т.п.;
- строительные работы по строительству устройств управлении движением автотранспорта и т.п.;
- работы но установке дорожных ограждений, бордюров, дорожных знаков и т.п.;
- услуги по разработке и техническому обслуживанию дорожных маршрутов и установке указателей;
- работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- работы но разметке дорожных покрытий, автомобильных стоянок и аналогичных поверхностей и др.
Материалы жалобы не содержат доказательств того, что заключение контракта по результатам оспариваемого конкурса является для ООО "Дорожная компания Норд" крупной сделкой. В частности, представителями Конкурсной комиссии не доказано наличия совокупности количественного и качественного признаков того, что упомянутая сделка является для ООО "Дорожная компания Норд" крупной.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.67.1 Гражданского Кодекса РФ, принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
В соответствии с п.16.1.4 Устава Общества, высшим органом управления Обществом является общее собрание участников Общества, именуемое в дальнейшем - "Общее собрание участников". К компетенции Общего собрания участников Общества относится принятие решения об одобрении крупной сделки.
Согласно с п.16.6.11 Устава принятие общим собранием участником Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола общего собрания всеми участниками Общества, присутствовавшими на собрании, либо иным способом, утвержденным решением общего собрания участников Общества, принятым участниками единогласно.
В п. 16.6.12 Устава определено, что если Общество состоит из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников Общества, принимаются единственным участником Общества единолично и оформляются письменно.
Таким образом, Уставом предусмотрен способ принятия решения и его подтверждения, не требующий нотариального удостоверения.
В составе аккредитационных документов ООО "Дорожная компания Норд" предоставлено решение N11 от 01.08.2020 г., принятое единственным участником Общества Щербаком А.С. В соответствии с п.2 Решения, единственный участник принял решение одобрить совершение сделок от имени ООО "Дорожная компания Норд", по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей 00 копеек, что менее НМЦК оспариваемой закупки (204 834 280,00 руб.).
Комиссия приходит к выводу, что участником в составе аккредитационных документов предоставлено решение, соответствующее требованиям законодательства.
Таким образом, даже в случае признания заключения контракта по результатам оспариваемого конкурса крупной сделкой для ООО "Дорожная компания Норд", решение о совершении крупной сделки, предоставленное Обществом в составе аккредитационных документов, принято в соответствии с положениями Устава Общества, не требует нотариального удостоверения. Доказательств обратного материалы жалобы не содержат.
В силу ч.3 ст.54.7 Закона о закупках, Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно ч.4 ст.54.7 Закона о закупках, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из совокупности изложенного, Конкурсной комиссией нарушены требования ч.3 ст.54.7 Закона о закупках. Иного не доказано.
В указанных действиях членов Конкурсной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что 15.04.2021 г. рассмотрена жалоба ООО "Спецстрой" на действия Единой комиссии при проведении оспариваемой закупки. По результату рассмотрения Заказчику, Единой комиссии, ООО "ЭТП ГПБ" выдано предписание в соответствии с которым предписано отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 16.04.2021 г. В связи с этим Комиссия решила предписание по жалобе ООО "Дорожная компания Норд" не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Дорожная компания "Норд" на действия Единой комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на cодержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание комплексных постов дорожного контроля, пунктов учета интенсивности движения и информационные табло (изв. N 0315100000321000013) обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение требований ч.3 ст.54.7 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выдано предписание на основании решения по жалобе ООО "Спецстрой" на действия Единой комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание комплексных постов дорожного контроля, пунктов учета интенсивности движения и информационные табло (изв. N 0315100000321000013) от 15.04.2021 г.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Конкурсной комиссии к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021