Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - главный специалист-эксперт Д.А. Суглобова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - МКУ города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг охраны здания, имущества и территории, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Можайского, 11" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019821000599, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено путем видеоконференцсвязи при отсутствии подателя жалобы, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы. На заседании присутствовали представители заказчика и уполномоченного орган.
Из содержания жалобы следует, что заказчик вменяет обязательное наличие у Исполнителя группы быстрого реагирования. Данный вид услуги, относится к 3 (третьему) виду охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и не является предметом контракта. Кроме того, Заказчик обязывает Исполнителя оказывать данную услугу ему безвозмездно, оплачивая Исполнителю лишь только услуги постовой физической охраны.
Таким образом, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, так как содержит положения, необоснованно ограничивающие конкуренцию и предоставляющие одним хозяйственным субъектам преимущества по отношению к других хозяйствующим субъектам.
Заказчиком, уполномоченным органом, представлены пояснения об отсутствии нарушений требований Закона о контрактной системе в составе документации.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчик потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг охраны здания, имущества и территории, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Можайского, 11" (извещение N 0119300019821000599 от 06.04.2021).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как указано в статье 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указано в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Деятельность частных охранных организаций в РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Закона частным охранным организациям разрешено оказание семи видов охранных услуг, перечень которых является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Таким видами услуг являются:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Из анализа аукционной документации следует, что предметом контракта является оказание услуг охраны здания, имущества и территории сформулирован как единый, неделимый вид услуг, который включает в себя все расходы Исполнителя на оказание услуг охраны, в том числе на специальную подготовку сотрудников, на транспортные расходы, на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, связанных с исполнением контракта.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, объекта закупки, информация о наименовании, количестве услуги, единице измерения указаны в Разделе 4 "Описание объекта закупки" и являются идентичными с предметом контракта.
Пункт 3 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 разрешает частным охранным организациям осуществлять комплексную охрану указанных в нем объектов с использованием технических средств, проектирование, монтаж и обслуживание которых будет осуществлять один исполнитель по договору на оказание охранных услуг. Принятие мер реагирования на сигнальную информацию, поступающую с этих технических средств, соответствующим договором может быть возложено на этого же исполнителя.
Таким образом, исполнитель по договору принимает на себя обязанность осуществлять комплекс охранных мероприятий: проектирует, устанавливает на объекте и обслуживает необходимые технические средства охраны, реагирует на поступающие с них сигналы и выполняет иные мероприятия по охране объекта и (или) имущества, предусмотренные договором.
Осуществление хозяйствующим субъектом охраны объектов средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации наряду с их техническим обслуживанием, и включение указанных услуг в состав одного договора не противоречит действующему законодательству.
В пункте 3.1 информационной карты установлены единые требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системеа), среди которых требование Наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности со следующим перечнем разрешенных видов услуг:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ";
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ".
Основания: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", Положение о лицензировании частной охранной деятельности утверждённое Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 г. N 498.
2) Наличие документов, подтверждающих, что руководитель участника закупки имеет высшее образование, получил дополнительное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций, а так же имеет действующее удостоверение частного охранника (Основание: ст.15.1 Закона РФ от 11.03.1992 г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ").
Как видно из документации заказчик установил требования к участникам закупки в соответствии с 3, 7 видами охранных услуг в согласно статье 3 Закона N 2487-1.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия делает вывод о том, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
По доводу жалобы о заниженной цене контракта комиссия установила следующее. При формировании начальной (максимальной) цены (Далее -НМЦК) контракта Заказчик руководствовался положениями статьи 22 Закона о контрактной системе, Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Так, при формировании ОНМЦК заказчиком были направлены запросы коммерческих предложений с приложением описания объекта закупки, в котором изначально было включено условие наличие группы быстрого реагирования. По результатам направленного запроса в адрес Учреждения поступили коммерческие предложения.
Исходя из положений статьи 22 Закона о контрактной системе заказчик обосновал установление указанной в закупки НМЦК в связи с чем довод жалобы признается необоснованной.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Д.А. Суглобова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 апреля 2021 г. N 024/06/105-994/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021