Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К. В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Карауловской А.К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "СРО "Строитель" - Семенца Е.И., на основании доверенности от 14.04.2021;
от департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска - Корнюшиной А.П., на основании доверенности от 21.04.2021;
от администрации города Южно-Сахалинска в лице департамента централизованных закупок - Ян Чон Гир на основании доверенности от 18.12.2020;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СРО "Строитель" (ИНН 6501295927) (далее - заявитель, общество) на действия аукционной комиссии - администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000121000218) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
19.04.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии, согласно которой заявка общества в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) необоснованного отклонена по результатам рассмотрения вторых частей заявок в связи с отсутствием опыта по исполненному контракту, который общество в составе второй части заявки не прикладывало. Помимо этого, заявителем в жалобе указано на нарушение заказчиком при проведении оспариваемого аукциона, выразившееся в необоснованном укрупнении лота путем включения функционально и технологически несвязанных между собой работ. Также в своей жалобе общество указывает, что при рассмотрении вторых частей заявок аукционная комиссия в нарушение пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно признала заявку муниципального казенного предприятия "Завод строительным материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федетова" городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - победитель, предприятие) поскольку стопроцентным участником последнего является заказчик по спорному аукциону, следовательно, аукционная комиссия обязана была отклонить такую заявку по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Учитывая вышеизложенное, заявитель в своей жалобе, как и его представитель на заседание Комиссии просит аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя), применить к заказчику и уполномоченному органу меру административной ответственности за объединение в состав одного лота функционально и технологически не связанных между собой работ, а также необоснованный допуск лица и признание победителем предприятие по спорному аукциона, в том числе принять срочные меры по приостановлению размещения заказчика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Уведомлением-требованием от 19.04.2021 N 05-1747 рассмотрение жалобы по существу назначено 22.04.2021 в 15 часов 00 минут.
Представители заказчика и уполномоченного органа во исполнение указанного уведомление представили в материалы дела запрашиваемые документы, а также письменные и устные возражения по доводам жалобы, согласно которым, считают ее необоснованной.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
На основании частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе электронные аукционы.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Из материалов дела следует, что 29.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000121000218), в том числе аукционная документация, утвержденная заказчиком.
Начальная максимальная цена контракта составляет 44 658 878,00 рублей.
На основании части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов")" (далее - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Пунктом 2 (3) приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено, что в случае выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, а именно:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Подтверждающие документы:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Аналогичные дополнительные требования к участникам закупки о наличии у последних опыта в соответствии с Постановлением N 99 установлены в пункте 13 информационной карты аукционной документации.
В силу части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.04.2021 вторая часть заявки общества признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, в обосновании принятого аукционной комиссией решения указано следующее.
В соответствии с пунктом 13 информационной карты электронного аукциона участник закупки должен подтвердить соответствие требованиям документации об электронном аукционе - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Подтверждающие документы: Копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в реестре договоров, заключенным заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупки; копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Тогда как в составе заявки участника закупки данные документы отсутствуют. (В составе заявки участник закупки представил договор субподряда N 20/09 на выполнение работ по капитальному ремонту приемного отделения на 1 этаже корпуса N 6 от 23.09.2019 года, данный контракт не относится к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта).
В ходе анализа заявки заявителя, Комиссией установлено, что в подтверждение опыта по Постановлению N 99 оператором электронной торговой площадки в соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе предоставлены договор субподряда от 23.09.2019 N 20/09 на выполнение работ по капитальному ремонту приемного отделения на 1 этаже корпуса N 6, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Союзтранслидер" на сумму 11 857 459,31 рублей, а также акты по форме КС-2 и КС-3.
Учитывая изложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку общества, поскольку представленный в соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе договор субподряда в подтверждение наличия опыта по Постановлению N 99 не отвечает требованиям такого нормативного документа, а также не относится к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта.
При этом доводы общества о том, что им в подтверждение наличия опыта представлен контракт от 21.04.2019 N 57/02-01 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, Комиссией признаются необоснованными, поскольку такой контракт представлен в нарушении части 8.2 статьи 66, части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия правомерно отклонила вторую часть заявки общества в виду отсутствия у такого участника опыта в соответствии с Постановлением N 99, в связи с чем, доводы общества в указанной части признаются необоснованными.
По существу доводов, связанных с обжалованием положений документации, а именно включение заказчиком в состав одного лота функционально и технологически не связанных между собой работ, Комиссия Сахалинского УФАС России отмечает следующее.
На основании части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что срок окончания подачи заявок на участие в оспариваемом аукционе истек 06.04.2021 в 10 часов 00 минут. Вместе с тем, жалоба общества подана в адрес Сахалинского УФАС России 19.04.2021, то есть по истечению срока на обжалование положений документации об электронном аукционе.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя, связанные с обжалованием положений аукционной документации Комиссией Сахалинского УФАС России по существу не рассматриваются, как заявленные по истечению срока на обжалование.
Рассмотрев доводы общества о неправомерном признании победителя электронного аукциона предприятие, у которого стопроцентным участником является заказчик по спорной закупке, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Как указано ранее, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно частям 7, 9 этой же нормы участник закупки подает жалобу в письменной форме, при этом к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Несмотря на это, обществом не представлено документов и доказательств, свидетельствующих о том, что победитель закупки не отвечает требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, материалы дела также не содержат сведений о том, что действия заказчика каким-либо образом повлияли или могли повлиять на возможность выбора предприятия победителем аукциона, при условии, что такой участник принимал участие в аукционе с соблюдением требований, установленным в равной степени ко всем участникам закупки.
Доказательств, опровергающих указанный вывод, обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, довод заявителя, в указанной части Комиссией признается необоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СРО "Строитель" (ИНН 6501295927) на действия аукционной комиссии - администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000121000218) - необоснованной.
2. Доводы общества с ограниченной ответственностью "СРО "Строитель" (ИНН 6501295927) на положения аукционной документации, утвержденной Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000121000218) по существу не рассматривать, в связи истечением срока обжалования положений документации.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
К. В. Солонин |
Члены Комиссии: |
Н.А. Казанов |
|
А. К. Карауловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 апреля 2021 г. N 065/06/106-258/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021