Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Карауловской А.К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
при участии представителей:
от Администрации города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок - Ян Чон Гир;
от заказчика Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска - Корнюшиной А.П.;
от заявителя ГУДП СО "Экспромт" - Чернышевой А.С., Левина А.А.;
от ООО Вектор-Строй" - Лопатиной А.С.,
рассмотрев жалобы с ограниченной ответственностью "Мир Климата" (ИНН 6501254166) (далее - Заявитель-1, Общество) и государственного унитарного дорожного предприятия Сахалинской области "Экспромт" (ИНН 6501012400) (далее - Заявитель-2, Предприятие) на действия аукционной комиссии - администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) (далее - аукционная комиссия, уполномоченный орган)при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000121000206) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
16.04.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы заявителей на действия аукционной комиссии, которые по их мнению не соответствуют положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона.
Заявитель-1 полагает, что его заявка необоснованно признана не соответствующей требованиям аукционной документации, поскольку им в подтверждение опыта представлен исчерпывающий перечень документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Предприятие полагает, что аукционная комиссия незаконно признала соответствующими требованиям аукционной документации заявку участника закупки ООО "Вектор- Строй" в связи с тем, что у него отсутствует требуемый опыт выполнения работ, а также заявки ООО "Вектор-Строй" и МКП "ЗСМ им. М.А. Федотова" в связи с тем, что они содержат сведения, не соответствующие требованиям закона о контрактной системе в отношении решения об одобрении или совершении крупной сделки участника аукциона.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
26.03.2021 на сайте Единой информационной системе в сфере закупок администрацией города Южно-Сахалинска размещены извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000121000206).
Начальная максимальная цена контракта: 81 683 622 руб.
Дата окончания подачи заявок: 05.04.2021 в 10-00 часов местного времени.
К моменту окончания срока подача заявок на участие в аукционе подано 4 заявки: ООО "Вектор-Строй" (заявка N 2), МКП "ЗСМ им. М.А. Федотова (заявка N 4), ГУДП "Экспромт" (заявка N 5), ООО "Мир Климата" (заявка N 3).
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 06.04.2021 все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2021 заявки участников ООО "Векгор-Строй" (заявка N 2), МКП "ЗСМ им. М.А. Федотова (заявка N 4), ГУДП "Экспромт" (заявка N 5) признаны соответствующими требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников.
Заявка ООО "Мир Климата" (заявка N 3) признана несоответствующей требованиям аукционной документации в виду не предоставления опыта выполнения работ, требования о предоставлении которого установлено в п. 13 Информационной карты аукционной документации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
При этом Постановлением N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Пунктом 2(3) приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено, что в случае выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, а именно:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
В пункте 13 Информационной карты документации об электронном аукционе установлены аналогичные вышеприведенным дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 8.1 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе, в описание объекта закупки которого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона включается проектная документация, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3.1 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В силу части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В ходе анализа заявки Заявителя-1, Комиссией установлено, что в подтверждение соответствия ООО "Мир климата" установленному дополнительному требованию оператором электронной торговой площадки в соответствии с ч. 8.2. ст. 66 Закона N 44-ФЗ представлены следующие документы:
договор субподряда от 06.09.2019 N АИ-13/19 на выполнение работ по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация котельных в с. Березняки муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", заключенный между ООО "Мир климата" и ООО СКФ "Горстрой", цена которого с учетом Соглашения от о расторжении от 27.07.2020 составила 37 715 039,35 рублей;
акты по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 на сумму 37 715 039,35 рублей;
Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 от 26.10.2020 между МКУ "УКС" города Южно-Сахалинска и ООО СКФ "Горстрой" на сумму 74 129 766,88 рублей;
разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2020 N 65-64701000-07681- 2019, выданное МКУ "УКС" города Южно-Сахалинска.
С учетом размера начальной максимальной цены контракта, стоимость одного предоставляемого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 16 336 724,40 рублей (20% от НМЦК - 81 683 622,00 руб.).
Оценивая указанные выше документы, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что заявитель электронного аукциона не подтвердил наличие у него опыта по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), при этом, делая соответствующий вывод, Комиссия руководствуется следующим.
Согласно пункту 2 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения" ФАС России сообщает, что указанные в Постановлении N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 99.
Таким образом, если предметом закупки является строительство или реконструкция, или капитальный ремонт, или снос объекта капитального строительства и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, то у участника закупки должен быть опыт выполнения работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующими документами, указанными в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
В силу положений статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям документации, в том числе дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального
Как следует из представленного в качестве опыта договора, ООО "Мир климата" выполнял только часть работ по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация котельных в с. Березняки муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск". Об этом же свидетельствует и акт по форме КС-11, согласно которому МКУ "УКС" города Южно- Сахалинска приняло от ООО СКФ "Горстрой" работ на сумму 74 129 766,88 рублей, в то время как ООО "Мир климата" выполнило работ на сумму 37 715 039,35 рублей.
При этом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано МКУ "УКС" города Южно-Сахалинска, которое не является стороной представленного в подтверждение опыта договора субподряда, что также не позволяет прийти к выводу о наличии у ООО "Мир климата" требуемого опыта работ.
Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления N 99.
Относительно доводов Предприятия о несоответствии заявки ООО "Строй-Вектор" требованиям документации, Комиссия установила следующее.
В подтверждения опыта ООО "Вектор-Строй" представлены следующие документы:
муниципальный контракт N 191/14 от 19.11.2018 года на выполнение работ по содержанию объектов внутриквартального благоустройства на сумму 46 892 246,94 рублей, со всеми приложениями и соглашением от 19.06.2019 о расторжении контракта по факту выполненных работ на сумму 28 881 330,00 рублей;
акты выполненных работ по форме приложения N 5 к контракту, акты по форме
КС-2, справки о стоимости работ по форме КС-3, акты сверки взаимных расчетов,подтверждающие факт исполнения контракта на сумму 28 881 330,00 рублей;
пояснения по существу представленного контракта.
ООО "Вектор-Строй" представлены все необходимые документы в подтверждение наличия требуемого опыта работ.
При этом, представленный контракт заключен по результатам электронного аукциона (извещение N 0161300000118001708).
При таких обстоятельствах у аукционной комиссии отсутствовали основания для признания заявки ООО "Вектор-Строй" не соответствующей требованиям аукционной документации.
Также установлено, что участники закупки ООО "Вектор-Строй", и МКП "ЗСМ им. М.А. Федотова" аккредитованы на электронной торговой площадке, что свидетельствует о предоставлении ими надлежащего пакета документов.
Во исполнение требований п. 4 ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ оператором электронной торговой площадки в составе аккредитационных документов представлена в том числе следующая информации: относительно ООО "Вектор-Строй" - решение единственного участника N 3 от 02.04.2021. В отношении заявки МКП "ЗСМ им. М.А. Федотова" решение по крупным сделкам от 16.04.2018.
Указанные документы полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе, при этом согласно Письму ФАС России от 23.07.2020 N ИА/62842/20 требования закона к предоставлению решения об одобрении крупной сделки являются исчерпывающими и предъявление каких-либо дополнительных требований к оформлению и содержанию такого решения является неправомерным.
Кроме того, согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц ООО "Вектор-Строй" является хозяйственным обществом, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества, в связи с чем на основании ч. 7 ст. 46 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" требования, касающиеся вопросов одобрения крупных сделок к нему не относятся.
При этом, МКП "ЗСМ им. М.А. Федотова" во второй части заявки представлены документы, согласно которым проводимая закупка для данного участника закупки не является крупной сделки.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Климата" (ИНН 6501254166) на действия аукционной комиссии - администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000121000206) - необоснованной.
2. Признать жалобу государственного унитарного дорожного предприятия Сахалинской области "Экспромт" (ИНН 6501012400) на действия аукционной комиссии - администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью" (извещение N 0161300000121000206) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: А.К. Карауловская
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 апреля 2021 г. N 065/06/106-257/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021