Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Карауловской А.К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
от администрации города Южно-Сахалинска - Аткишкина И.В., на основании доверенности от 18.12.2020; Кожуховой Н.А., на основании доверенности от 18.12.2020;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Син Мен Хен (ИНН 650109795762) (далее - заявитель, предприниматель) на действия аукционной комиссии - администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка запасных частей для имеющейся на предприятии техники марки КАМАЗ" (извещение N 0161300000121000253) (далее - аукцион)
УСТАНОВИЛА:
19.04.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя, в которой последний указывает на несогласие с отклонением его первой части заявки на участие в аукционе, в связи с чем, считает действия аукционной комиссии, противоречат положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) учитывая, что заявка заполнена в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
В этой связи предприниматель просит рассмотреть жалобу по существу и признать действия аукционной комиссии неправомерными в части отказа в допуске на участие в аукционе.
Уведомлением-требованием от 19.04.2021 N 05-1749 рассмотрение жалобы по существу назначено на 23.04.2021 в 11 часов 30 минут.
Предприниматель и заказчик, будучи извещенными о дате, времени и месте рассмотрения жалобы на заседание Комиссии не явились, явкой своего представителя не обеспечили, правом участия в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи не воспользовались.
Представители аукционной комиссии во исполнение указанного уведомления представили запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения по существу доводов изложенных в жалобе, согласно которым считают ее необоснованной.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей аукционной комиссии, проанализировав имеющиеся в деле документы и информацию на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе электронные аукционы.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Из материалов дела следует, что 01.04.2021 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка запасных частей для имеющейся на предприятии техники марки КАМАЗ" (извещение N 0161300000121000253), а также аукционная документация, утвержденная заказчиком.
Начальная максимальная цена контракта - 7 500 000, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 12.04.2021 10 часов 00 минут.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.04.2021 по окончанию вышеуказанного срока подано три заявки от участников закупки, которым по результатам рассмотрения отказано в допуске на участие в аукционе.
Согласно жалобе предпринимателя его заявка подана под идентификационным номером N 1, которой в обоснование принято решения об отказе в допуске на участие в аукционе, аукционной комиссией указано следующее:
Пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 вышеуказанного закона, требованиям документации о таком аукционе: В соответствии с частью V "Инструкции по заполнению заявки" документации об электронном аукционе при подаче информации участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименование показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленным в документации о закупке. Неуказание всех необходимых характеристик расценивается комиссией, как несоответствие заявки участника требованиям документации о закупке и влечет отказ в допуске к участию в закупке. Участник закупки в первой части заявки указал информацию о товаре, не соответствующую требованиям Технического задания. Так, участник закупки в позиции 219 "Хомут" указал: "Размер 27 мм", в позиции 220 "Хомут": "Размер 160 мм", в позиции 221 "Хомут": "Размер 27 мм", в позиции 222 "Хомут": "Размер 32 мм", в позиции 223 "Хомут": "Размер 12 мм", а техническим заданием предусмотрено в позиции 219 "Хомут": "Размер 12-22 мм", в позиции 220 "Хомут": "Размер 140-160 мм", в позиции 221 "Хомут": "Размер 16-27 мм", в позиции 222 "Хомут": "Размер 20-32 мм", в позиции 223 "Хомут": "Размер 8-12 мм".
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного выше Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены уполномоченным учреждением в аукционной документации.
В части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе указано, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 этой же нормы участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным вышеуказанной нормой не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссией установлено, что в пунктах 219-223 технического задания заказчиком в столбце "Описание объекта закупки" установлены требования к размеру, закупаемого товара "Хомут", которые указаны в диапазонном значении с сопровождением знака "-", а именно: в позиции 219 "Хомут": "Размер 12-22 мм", в позиции 220 "Хомут": "Размер 140-160 мм", в позиции 221 "Хомут": "Размер 16-27 мм", в позиции 222 "Хомут": "Размер 20-32 мм", в позиции 223 "Хомут": "Размер 8-12 мм".
Вместе с тем, Комиссией учитывается специфика спорного товара, размер которого, по своей природе не может являться точным (конкретным), поскольку имеет как минимальный, так и максимальный диаметр, а соответственно, диапазон применения хомута указывается с сопровождением знака "-", что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Несмотря на это, заявитель в своей первой части заявки по спорным позициям технического задания (пункты 219-223) указал размеры хомута в виде одного (точного) значения, то есть участником закупки в составе первой части заявки представлена недостоверная информация о соответствии предлагаемого им к поставке товара требованиям документации об электронном аукционе, следовательно, аукционная комиссии правомерно отклонила такую заявку по результатам рассмотрения первых частей заявок, как не соответствующую требованиям документации, в связи с чем, доводы предпринимателя в указанной части Комиссией Сахалинского УФАС России признаются необоснованными.
Вместе с тем, по результатам проведенной внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Как указано выше пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе инструкцию по заполнению заявки.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), а также сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Учитывая вышеприведенные положения Закона о контрактной системе, а также письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам вышеуказанного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки, в том числе разработать инструкцию по заполнению заявки таким образом, чтобы у участников закупки не возникали ошибки технического характера при заполнении и формировании своих заявок, при этом необходимо учитывать, что инструкция по заполнению заявки должна быть установлена должным образом, то есть не вызывать двоякого понимания потребности заказчика и предоставления недостоверной информации, что в последствии может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Как указано ранее в пунктах 219-223 технического задания заказчиком в столбце "Описание объекта закупки" установлены требования к размеру, закупаемого товара "Хомут", которые указаны в диапазонном значении с сопровождением знака "-".
Однако инструкция по заполнению заявки, разработанная и утвержденная заказчиком не содержит правил прочтения и заполнения участниками закупки показателей товара с сопровождением указанного выше знака, в том числе по спорным позициям технического задания (пункты 219-223) по которым заявка предпринимателя признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что при утверждении аукционной документации заказчиком допущены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии инструкции по заполнению заявки, содержащей правила заполнения заявок по характеристикам товара сопровожденных знаком "-".
При этом доводы представителей уполномоченного органа о необходимости заполнения первой части заявки в соответствии с положениями инструкции, согласно которой при подаче информации участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в документации о закупке, то есть должны оставаться неизмененными, Комиссией признаются несостоятельными, как противоречащие иным положениям инструкции, руководствуясь которыми, участник закупки обязан указать конкретные характеристики товара.
Таким образом, в рассматриваемом случае участники аукциона лишены четкого понимания того, каким образом необходимо указать в первой части заявки значения показателей (характеристик) и с учетом применения, какого положения инструкции заявка будет признана соответствующей требованиям документации.
Указанное в свою очередь подтверждает вывод Комиссии о несоответствии инструкции по заполнению заявки требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в связи с чем, как указано ранее, по результатам внеплановой проверки заказчик признается нарушившим положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Син Мен Хен (ИНН 650109795762) на действия аукционной комиссии - администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка запасных частей для имеющейся на предприятии техники марки КАМАЗ" (извещение N 0161300000121000253) - необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать заказчика - Муниципальное казенное предприятие "Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова" городского округа "Город Южно-Сахалинск" нарушившим положения пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Муниципальному казенному предприятию "Завод строительных материалов имени Героя Советского Союза М.А. Федотова" городского округа "Город Южно-Сахалинск" и уполномоченному органу - администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Заместитель председателя Комиссии: |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии: |
Н.А. Казанов |
|
А.К. Карауловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 апреля 2021 г. N 065/06/106-259/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021