Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Вр.и.о. Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Интех" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. КАСПИЙСКА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса электронной форме "Благоустройство общественной территории набережной в г. Каспийск" (извещение N 0803600029321000001) (далее - Конкурс), в присутствии представителя Заказчика Абдулаева И.М. (Доверенность от 23.04.2021 г. N26/01), в отсутствии представителей иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
19.04.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие конкурсной документации Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Выслушав представителя Заказчика, исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
24.03.2021 г. Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 215 910,00 рублей.
1. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчиком в разделе 10 конкурсной документации установлен критерий оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в рамках которого оценивается показатель "Качество работ".
Далее Заказчиком указано:
"В целях оценки заявок по показателю "Качество работ" оценивается соответствие представленного участником предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, характеристик используемых и поставляемых товаров (материалов) и соответствие данных товаров (материалов) государственным стандартам и нормам (далее также - Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником самостоятельно в произвольной форме (за исключением объемов, вид работ и товаров ( материалов) используемых при выполнении работ), а объемы, виды работ и товары ( материалы) в соответствии со сметной документацией, являющийся неотъемлемой частью документации.
Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку с описанием предложений по охране окружающей среды при выполнении работ и/или иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ.
При формировании Предложения о качестве участник закупки должен раскрыть предложение о качественных характеристиках с учетом имеющихся у участника таких конкурентных качеств как технология производства работ, технические возможности, имеющиеся трудовые ресурсы, наличие оборудования и машин, возможности использования данных оборудования и машин, трудовых ресурсов.
В целях оценки заявок по показателю "Качество работ", предусмотрена следующая шкала оценки:
- представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", составленная на основе документации со всеми приложениями, содержащая все виды (наименования) выполняемых работ, а также описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, описание всех используемых и поставляемых товаров (материалов) и соответствие всех данных товаров (материалов) государственным стандартам и нормам) в полном объеме 1, а так же представлена пояснительная записка с описанием предложений по охране окружающей среды при выполнении работ иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ. - 100 баллов;
(1Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, и такое описание технологии производства, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов соответствует документации.
Технология производства работ включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Контроль качества выполнения работ - действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества.
Используемые оборудование и машины - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для работы или производства.
Трудовые ресурсы - рабочая сила, задействованная при выполнении/производстве работ)
- Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов работ, но не указана технология производства работ и/или контроля качества выполнения работ, и/или используемого оборудования и машин, и/или необходимых трудовых ресурсов по одному или более виду работ, и/или не указано описание всех используемых и поставляемых товаров (материалов) и соответствие всех данных товаров (материалов) государственным стандартам и нормам) - 15 баллов;
- Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов, описания всех используемых и поставляемых товаров (материалов) и соответствия всех данных товаров (материалов) государственным стандартам и нормам) , трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта" участнику присваивается 0 баллов.
В случае отсутствия в заявке предложения о качестве, данное обстоятельство не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию закупке, при этом заявке по данному показателю критерия присваивается 0 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю критерия, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю критерия. Предложение участника закупки о качестве работ оформляется в виде пояснительной записки в свободной текстовой форме, состоящей из совокупности логически связанных между собой предложений, которая также может содержать таблицы, эскизы, рисунки, схемы, чертежи, при этом пояснительная записка должна быть изложена по форме и содержанию так, чтобы исключить ее двоякое, искаженное, неверное (субъективное) восприятие. В пояснительной записке в соответствии с Разделом документации Описание объекта закупки, Разделом документации Проект контракта, участник закупки квалифицированно описывает последовательность процесса организации и порядок выполнения работ, являющихся объектом закупки, с учетом функционального назначения объекта работ , с указанием качественных характеристик выполняемых работ, в том числе применяемых нормативных документов, технологических характеристик (решений) способов и методов выполнения работ, а также мероприятий по организации системы контроля качества оказания услуг с разбивкой на стадии (этапы)"
Как усматривается из приведенных положений конкурсной документации, участник представляет свое предложение по качественным характеристикам объекта закупки самостоятельно в произвольной форме, свое предложение по объемам, видам работ и товаров (материалов) - на основании сметной документации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанный порядок оценки заявок установлен в конкурсной документации в соответствии с Правилами, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика. Кроме того, конкурсная документация по указанному критерию содержит зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не обеспечена явка на заседание Комиссии, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представлено.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по показателю "Качество работ" не противоречит положениям Правил.
2. Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование к датам заключения контрактов, представляемых участниками для подтверждения опыта выполнения работ, не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчиком в разделе 10 конкурсной документации установлен критерий оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в рамках которого Заказчиком установлено:
"По данному критерию оцениваются заключенные и исполненные участником закупки контракты (договоры), не ранее чем 2017 год. (общая стоимость исполненных контрактов (договоров)).
Не подлежат оценке контракты (договоры) с ценой менее 9 млн.руб".
По мнению Комиссии, данное положение порядка оценки может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе), следовательно, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают требования п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком установлен в проекте контракта ненадлежащий порядок начисления пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом не в соответствии Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В п. 10.15 проекта контракта установлено: "В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени".
При этом пунктом 1.3 проекта контракта конкурсной документации предусмотрено следующее: "Срок выполнения работ - До 01.10.2021 г. с момента заключения контракта".
Пунктом 2.3 проекта контракта предусмотрено: "Заказчик производит расчет с Подрядчиком за фактически выполненные работы на Объекте после подписания актов по формам N КС-2 и справки КС-3, не более чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Авансирование не предусмотрено"
Таким образом, контрактом не предусмотрено его поэтапное исполнение, в связи с чем довод о неправомерности неустановления в проекте контракта пени за неисполнение отдельного этапа исполнения контракта признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
В.А. Агамирзаев
Т.Р. Багамаев
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 26 апреля 2021 г. N 005/06/106-834/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021