Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интербиомед" (далее - заявитель, Общество, ООО "Интербиомед") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик), казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0852500000121000811) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителем:
заявителя - <_> (доверенность N 02-21 от 20.04.2021), <..> (доверенность N 03-21 от 20.04.2021),
уполномоченного учреждения - <_> (доверенность N 1 от 13.01.2021),
заказчика - <_>(доверенность N 1418 от 21.04.2021), <_> (доверенность N 1417 от 21.04.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3885э от 15.04.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 05.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение N 0852500000121000811 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1869000 руб.
09.04.2021 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.
16.04.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано три заявки, двум участникам было отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
19.04.2021 размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, заявка ООО "БОЗОН" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товару были установлены уполномоченным учреждением, заказчиком в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе (далее - раздел II документации об аукционе).
N п/п |
Код КТРУ |
Наименование товара |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество товара |
||||
Наименование показателя |
Единица измерения показателя |
Значения показателей |
Обоснование необходимости использования иной и дополнительной информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145. |
|
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1 |
20.20.14.000-00000005 |
Средство дезинфицирующее |
Форма выпуска |
|
Жидкость |
Соответствует КТРУ |
Литр;^кубический дециметр |
3500 |
|
Дополнительные характеристики: |
Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. Для обеспечения противоэпидемического режима при оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией и профилактике распространения внутрибольничной инфекции в лечебном учреждении. |
|
|
||||||
изопропиловый спирт (пропанол-2) |
% |
не менее 45 и не более 56* |
|
|
|||||
пропанол-1 |
% |
не менее 15 и не более 30* |
|||||||
Действующее вещество |
|
Мецетроний этилсульфата или* полигексаметиленбигуанидина гидрохлорид |
|||||||
В количестве |
% |
не менее 0,15 и не более 0,2* |
|||||||
Действующее вещество |
|
Бензиловый спирт или* миристиловый спирт |
|||||||
Средство не содержит альдегиды, амины, производные фенола, этиловый спирт, хлогексидин |
|
Соответствие |
|||||||
Назначение: для гигиенической обработки рук медицинского персонала и обработки рук хирургов |
|
Соответствие |
|||||||
Обладает антимикробной активностью в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, в том числе возбудителей туберкулеза, вирусов (включая гепатит, ВИЧ), грибов рода Кандида и Трихофитон |
|
Соответствие |
Для обеспечения противоэпидемического режима при оказании медицинской помощи пациентам и профилактике распространения указанных инфекций |
||||||
Режимы: |
|
|
|||||||
- расход средства для одной обработки кожи рук хирургов |
мл |
не менее 2 и не более 3* |
В связи особенностями работы лечебного учреждения установлено оптимальное время экспозиции и расхода средства для обеспечения противоэпидемического режима при оказании медицинской помощи пациентам |
||||||
- общее время обработки |
мин |
не менее 1,5 и не более 3* |
|||||||
- расход средства при гигиенической обработке рук |
мл |
не менее 2 и не более 3* |
|||||||
- общее время обработки |
сек |
не менее 25 и не более 30* |
|||||||
Фасовка: полиэтиленовый флакон, объемом |
л |
1 |
Для размещения в имеющихся локтевых дозаторах с целью исключения микробного загрязнения при переливании из флаконов большего или меньшего размера |
||||||
Размеры флакона: | |||||||||
Ширина |
см |
8,5 |
|||||||
Длина |
см |
7,0 |
|||||||
Высота |
см |
20,0 |
В жалобе заявителем, в частности указано: "При формировании технического задания Заказчиком установлены избыточные характеристики товара, которые ограничивают круг поставщиков, а также противоречат действующему законодательству и нормативным актам, а именно:
1. Дезинфицирующее средство должно содержать изопропиловый спирт, а именно пропанол-2 не менее 45% и не более 56%; и пропанол-1 не менее 15% и не более 30%.
2. Дезинфицирующее средство должно содержать действующее вещество: Мецетроний этилсульфата или полигексаметиленбигуанидина гидрохлорид не менее 0,15% и не более 0,2%.
3. Дезинфицирующее средство должно содержать действующее вещество: Бензиловый спирт или миристиловый спирт.
4. Дезинфицирующее средство не должно содержит альдегиды, амины, производные фенола, этиловый спирт, хлогексидин.
При указании цели использования и области применения дезинфицирующего средства описание его рецептуры (в виде указания процентного содержания действующих веществ, а также наличие или отсутствие в дезинфицирующем средстве вспомогательных веществ), носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Указанные требования, в частности, "не менее ...%", "не более ...%", а также указание на отсутствие конкретного вещества, не могут быть отнесены к функциональным характеристикам, а показывают только индивидуальный рецептурный состав. При этом ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ХИМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЕЗИНФЕКЦИИ И СТЕРИЛИЗАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ описывает состав дезинфицирующих средств следующим образом "п 4.1 Современные ДС представляют собой индивидуальные химические соединения или композиционные составы, включающие несколько ДВ_ Главные требования, предъявляемые к современным ДС, применяемым в медицинских организациях, является их эффективность и безопасность.", и "п.4.5.5. Наиболее широко в составе ДС применяются в качестве ДВ такие спирты, как этанол (этиловый спирт), 1-пропанол (пропиловый спирт), 2-пропанол (изопропиловый спирт). _. Эффективные концентрации спиртов в кожных антисептиках следующие (по массе): изопропилового спирта - не менее 60%; этилового спирта - не менее 70%. Наличие в рецептурах ДС разных спиртов составляет их концентрации в итоговой сумме в таком же диапазоне - 60-70%."
Следовательно, аукционная документация включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующих средств и противоречащих нормативным документам указанным заказчиком в обосновании таких требований, что исключает возможность поставки эквивалента, что приводит к ограничению Количества участников закупки.
При формировании объекта закупки, Заказчик с учетом введённого режима имеет право указать минимальное значение тех веществ, к которым предъявляется требование Роспотребнадзора, при этом не указывая максимального значения.
Заказчиком не представлено обоснований того в связи с чем в дезинфицирующем средстве не должно содержит альдегиды, амины, производные фенола, этиловый спирт, хлогексидин.
Заявитель обращает внимание на то, что по совокупности предъявляемых Заказчиком требований к дезинфицирующему средству под описание подходит только два товара одного производителя "BODE Chemie GmbH" ("БОДЕ Хеми ГмбХ"), а именно Дезинфицирующее средство "Стериллиум" и Дезинфицирующее средство "Стериллиум классик без красителей".
Таким образом, Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к дезинфицирующим средствам, под описание которого подпадает только два товара одного производителя, но при этом противоречит нормам, инструкциям и правилам, которые действуют в Омской области.
При этом на рынке существует более 100 зарегистрированных дезинфицирующих средств, отвечающих потребностям Заказчика и требованиям законодательства.
На основании изложенного, очевидно, что Заказчик в техническом задании установил недостоверные, необоснованные и противоречивые требования, которые нарушают принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе".
Из пояснений заказчика и его представителей следует, что назначение средства дезинфицирующего - гигиеническая гигиеническая обработка рук медицинского персонала, обработка рук хирургов, поэтому при выборе антисептика важно учитывать воздействие химических веществ на кожу персонала. Постоянное контактирование с агрессивными веществами негативно сказывается на общем состоянии кожи и, соответственно, на оказании медицинской помощи, кроме того, увеличиваются расходы на дополнительное приобретение защитных средств (кремов).
В возражениях на жалобу заявителя заказчиком, в частности указано: "Требования к товару подготовлены в соответствии с пп. "а" п. 13 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п.3 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции". Характеристики товара, представленные Заявителем как избыточные требования - установлены Заказчиком в рамках его полномочий по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности:
1.) пропиловые спирты, в соответствии с главой 2.2. "Изучение антимикробной активности действующих веществ кожных антисептиков за 2019 год" Решения N7 от 25 апреля 2019 Ученого совета Научно-исследовательского института дезинфектологии Роспотребнадзора, обладают большей активностью по сравнению с этанолом, наличие в составе 2-х пропиловых спиртов усиливает их действие (синергетический эффект) в отношении вирусов. Кроме того, антисептик действует в том случае, если кожа остаётся влажной в течение времени экспозиции. Время экспозиции зависит от испаряемости спирта, испаряемость у этилового спирта выше чем у н-пропилового и изопропилового спиртов. Смесь пропиловых спиртов позволяет усилить вирулицидное действие и обеспечить надежную дезинфекцию по сравнению с этанолом;
2.) мецетроний этилсульфат (МЭС" или полигексаметиленбигуанидина(ПГМГ) - данные действующие вещества относятся к КПАВ, обладающим биоцидной эффективностью, усиливающей антимикробное действие кожного антисептика;
3.) бензиловый или миристиловый спирт - обеспечивают мягкость и скольжение кожи, что значительно облегчает процесс надевания и снимания хирургических перчаток, а так же оказывают ухаживающее действие на кожу рук медицинского персонала и улучшает потребительские свойства товара.
4) исключение из состава определенных биоцидов (производных фенола, аминов, альдегидов, хлоргексидина) обусловлено снижением возможного токсического действия: раздражающего - для аминов, альдегидов, общетоксического - для альдегидов и производных фенола (триклозан); исключение хлоргексидина - учитывая его низкую вирулицидную активность и возможность возникновения резистентности.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания опирался не только на функциональные характеристики, но и на безопасность их использования и потребительские качества.
В соответствии с п. 3.7 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цепы контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" Заказчиком были направлены запросы с усредненным техническим заданием о предоставлении ценовой информации пяти поставщикам, на которые были получены ответы с ценовыми предложениями и подтверждением наличия указанной продукции, в том числе с продукцией двух разных производителей.
В соответствии с Техническим заданием, назначение дезинфицирующего средства - гигиеническая обработка рук медицинского персонала и обработка рук хирургов. Указанное дезинфицирующее средство не планируется использовать для обработки поверхностей. Из цитируемого Заявителем Письма Роспотребнадзора от 27.03.2020 N 02/5225-2020-24 "О проведении дезинфекционных мероприятий" следует, что для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики с содержанием спирта этилового (не менее 70% по массе), спирта изопропилового (не менее 60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а также парфюмерно-косметическая продукция (жидкости, лосьоны, гели, одноразовые влажные салфетки) с аналогичным содержанием спиртов, чему соответствует Техническое задание Заказчика".
Не соглашаясь с доводами жалобы заявителя, уполномоченным органом указано на то, что описание объекта закупки соответствует требованиям действующего законодательства, при подготовке документации об электронном аукционе заказчиком представлена сравнительная таблица производителей предполагаемых к закупке товаров, к сравнению были приняты товары двух различных производителей.
Комиссия отмечает, что из требований Федерального закона о контрактной системе следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Комиссия считает необходимым отметить, что сам по себе факт установления уполномоченным учреждением, заказчиком верхних пределов значений содержания действующих веществ в дезинфицирующем средстве, к отсутствию в составе дезинфицирующих средств альдегидов, аминов, производных фенола, этилового спирта, хлоргексидина не свидетельствует об ограничении конкуренции, поскольку содержание именно такого количества действующего вещества и отсутствие в составе дезинфицирующих средств указанных веществ может быть определено потребностью заказчика.
Кроме того, частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенное требование к жалобе носит императивный характер и направлено на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, работам, услугам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, невозможность оказания услуг и выполнения работ, соответствующих потребностям заказчика.
В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе Обществом не представлено документальных подтверждений того, что установление уполномоченным учреждением, заказчиком значений содержания действующих веществ в дезинфицирующем средстве, а также иных характеристик данного средства повлекло за собой ограничение количества участников закупки, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
При этом Комиссия отмечает, что победителем электронного аукциона ООО "БОЗОН" предложено к поставке дезинфицирующее средство "Скиния универсал", т.е. в рассматриваемом случае нельзя согласиться с утверждением заявителя о том, что под описание объекта закупки, установленное заказчиком, уполномоченным учреждением подпадает исключительно два товара одного производителя "BODE Chemie GmbH" ("БОДЕ Хеми ГмбХ"), а именно Дезинфицирующее средство "Стериллиум" и Дезинфицирующее средство "Стериллиум классик без красителей".
Более того, Комиссия отмечает, что из постановления Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Также Комиссия считает несостоятельным утверждение заявителя о том, что раздел II документации об электронном аукционе не содержит обоснование установления дополнительных характеристик товара, поскольку формально по всем позициям в отношении дополнительных характеристик заказчиком, уполномоченным учреждением приведено обоснование.
При этом следует отметить, что Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, не определено каким образом заказчик должен включать в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования дополнительной информации.
В силу указанного, при отсутствии надлежащих доказательств ограничения конкуренции и прав участников закупки, Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интербиомед" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница", казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0852500000121000811).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 апреля 2021 г. N 055/06/33-428/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021