Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - заявитель, ИП<_>.) на действия Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка и монтаж оборудования для дооснащения существующих систем управления очередью" (извещение N 0152100004421000018) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей заказчика - <_> (доверенность N 01-18/06490 от 21.04.2021), <_> (доверенность N 01-18/06556 от 21.04.2021), <_> (доверенность N 01-18/06557 от 21.04.2021), <_> (доверенность N 01-18/06558 от 21.04.2021), <_> (доверенность N 01-18/04489 от 19.03.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3902э от 16.04.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 02.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0152100004421000018 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 286340 руб.
06.04.2021 и 07.04.2021 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.
08.04.2021 в извещение и документацию об электронном аукционе вносились изменения.
12.04.2021 и 15.04.2021 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.
19.04.2021 размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, согласно которому заявка единственного участника признана соответствующей требованиям документации об аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителем, в частности указано: "В Техническом задании указано: "п.3.3 Вновь устанавливаемое при монтаже оборудование должно в полном объеме обеспечить работоспособность в комплексе с установленным у Заказчика оборудованием системы управления очередью (п. п. 5.1. и 5.2) по электрическим и функциональным характеристикам по протоколам передачи данных Ethernet, RS 232, USB и т.д.
п. 5. 5. Технические и качественные характеристики, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики СУО используемые в инспекциях, совместимость с которыми необходимо обеспечить для вновь поставляемого Товара и выполнения монтажных работ.
Далее перечислено оборудование, с которым должна быть обеспечена совместимость.
Индивидуальным предпринимателем <_> были направлены многочисленные запросы на разъяснения данного требования.
Однако разъяснения не отвечали на поставленные вопросы, более того, Заказчик для раскрытия этой информации предлагал обратиться к третьим лицам, никаким образом не связанным с данной закупкой.
То есть, фактически в документации Заказчика и инструкции по заполнению заявки нет ни одного пункта, раскрывающего характеристики данных, по которым у участника должно быть "обеспечение совместимости". Заказчик не указал протоколы взаимодействия с уже установленным оборудованием. Без этих данных наша организация не может оценить совместимость наших систем и соответственно не может подать заявку, т.к. действия заказчика по скрытию этих данных намеренно ограничивают конкуренцию.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона N44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Таким образом, в случае необходимости "обеспечения совместимости" закупаемого ПО, Заказчик должен был раскрыть данные об имеющемся программном обеспечении, с которым должна быть обеспечена совместимость, или проводить закупку у единственного поставщика.
Просим обязать заказчика раскрыть эти данные и внести изменения в документацию".
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки указано заказчиком в разделе 3 "Техническое задание" документации об аукционе (далее - Техническое задание).
Пунктом 3.3 Технического задания документации об аукционе установлено: "Вновь устанавливаемое при монтаже оборудование должно в полном объеме обеспечить работоспособность в комплексе с установленным у Заказчика оборудованием системы управления очередью (п. п. 5.1. и 5.2) по электрическим и функциональным характеристикам по протоколам передачи данных Ethernet, RS 232, USB и т.д. Поставщик обеспечивает подключение вновь вводимого в эксплуатацию элементов СУО в имеющееся у инспекций оборудование с сохранением функционала эксплуатируемой системы управления очередью в нерабочее время (без отселения и нарушения графика и ритма работ сотрудников). Время работы инспекций с понедельника по четверг с 9-00 до 18-00 по пятницам с 9-00 до 16-45 по местному времени. При проведении монтажных работ необходимо применять материалы, непосредственно рекомендуемые фирмой-производителем оборудования. Все используемые материалы, применяемые при монтаже и пуско-наладке, приобретаются Поставщиком за счет собственных средств. Все вновь вводимые в эксплуатацию компоненты СУО должны иметь соответствующие сигналы интерфейса, разъемы и в том числе соединительные кабели для подключения их существующему комплексу СУО.
СУО должна быть совместима с операционной системой Microsoft Windows 10 Pro и выше 32 и 64 Бит.
Поставщик после монтажа должен произвести пуско-наладочные работы оборудования, согласно строительных и санитарных норм".
Технические и качественные характеристики, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики СУО используемые в инспекциях, совместимость с которыми необходимо обеспечить для вновь поставляемого товара и выполнения монтажных работ указаны в пункте 5 Технического задания документации об аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссия установила, что на все поступившие от участника электрона аукциона запросы на разъяснения положений документации об аукционе заказчиком в срок, установленный законодательством Российской Федерации о контрактной системе, были даны соответствующие разъяснения.
При этом Комиссия отмечает, что Федеральный закон о контрактной системе не содержит каких-либо требований к конкретному содержанию разъяснений положений документации об аукционе, которые в силу части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе обязан разместить заказчик.
Не соглашаясь с доводами жалобы заявителя, заказчиком приведены возражения следующего содержания: "В рассматриваемой аукционной документации объектом закупки является оборудование для дооснащения существующих систем управления очередью, а именно информационное табло рабочего места в комплекте с потолочным кронштейном для крепления табло, табло оператора светодиодное, коммутационный хаб, комплект коммутационного оборудования.
Характеристики означенного объекта закупки и установленного у Заказчика оборудования в полном объеме описаны в п.2,5 технического задания аукционной документации. По мнению заказчика, перечисленные в жалобе характеристики не относятся к качественным, техническим, функциональным характеристикам объекта закупки.
ИП <_> считает, что в случае необходимости "обеспечения совместимости" закупаемого ПО, Заказчик должен был раскрыть данные об имеющемся программном обеспечении, с которым должны быть обеспечена совместимость, или проводить закупку у единственного поставщика.
Но Заказчик не закупает ПО, а закупает информационное табло рабочего места и табло оператора светодиодное, а также комплект коммутационного оборудования и коммутационный хаб (подключение до 15 табло включительно) с последующим монтажом приобретаемого оборудования.
Заказчик для достижения максимальной экономии доведенных лимитов бюджетных обязательств определяет поставщика с помощью электронного аукциона в электронной форме в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)". Кроме того, Заказчик довел для всех участников электронного аукциона в своих разъяснениях к техническому заданию, что в инспекциях установлены системы управления очередью "Enter" и "Дамаск".
Также податель жалобы считает, что Заказчик не указал протокол взаимодействия с уже установленным оборудованием, что, по мнению ИП Игониной Е.И., намеренно ограничивает конкуренцию.
Вместе с тем, Заказчик в соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе, не возражает против применения любых протоколов, если это необходимо для обеспечения взаимодействия вновь устанавливаемого оборудования с имеющимся оборудованием Заказчика. Заказчику не важно, какими протоколами будут управляться информационные табло рабочего места и табло оператора светодиодное. Заказчику необходимо получить работоспособную систему, отображающую на информационном табло рабочего места и табло оператора светодиодном с соответствующим порядковым номером, номер очереди после получения его посетителем в информационном киоске.
Заказчик в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в п. 2.3. технического задания установил обязательное требования к информационному табло рабочего места и табло оператора светодиодному об обязательном наличии "Ethernet" для передачи данных. Также, в соответствии с п.п. 3.3. технического задания установлены требования к качеству при поставке и монтаже оборудования для дооснащения существующих систем управления очередью. На участие в электронном аукционе, изначально заявилось два участника (один впоследствии снял свою заявку), следовательно, заявление об ограничении конкуренции не подтверждается. Информация об общепринятых мировых стандартах передачи данных как "Ethernet" доступны в отрытом доступе и имеются в интернете. В документации по системам управления очередями, имеющейся у Заказчика, отсутствует информация об ограничениях в использовании информационных табло рабочего места и табло оператора светодиодного или специальных условий по адаптации их к протоколам передачи данных. Заказчик не обладает и не должен обладать узкоспециализированной информацией о протоколах обмена, так как не является ее разработчиком. Таким образом, Заказчик во исполнение п. 2 статьи 8 закона N 44-ФЗ и п.1 ст. 33 44-ФЗ Закона с целью недопущения ограничения конкуренции, в том числе исключению необоснованного ограничения числа участников закупок, в техническом задании указал возможность применения табло разных производителей, не предъявляя требований к протоколам обмена данных. Следует отметить, что указание интерфейса для обмена данными, без указания протокола обмена верхнего уровня является сложившейся практикой при описании взаимодействия компонентов средств вычислительной техник".
Комиссия соглашается с позицией заказчика, изложенной в возражениях и не усматривает в его действиях нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, поскольку, как следует из пояснений заказчика, по окончании поставки будет проверяться работоспособность вновь поставленного оборудования в комплексе с имеющейся системой управления очередью и будет подписываться соответствующий акт приема-передачи, победивший участник аукциона будет непосредственно заниматься сопоставлением протоколов работы вновь поставленного оборудования с сервером "СУО", описанного в пункте 5 Технического задания.
Комиссия отмечает, что из требований Федерального закона о контрактной системе следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Кроме того, частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенное требование к жалобе носит императивный характер и направлено на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, работам, услугам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, невозможность оказания услуг и выполнения работ, соответствующих потребностям заказчика.
В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе заявителем не представлено документальных подтверждений того, что неуказание заказчиком в документации об электронном аукционе данных по которым у участника закупки должно быть "обеспечение совместимости" повлекло за собой ограничение количества участников закупки, а равно нарушает права и законные интересы заявителя.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - также Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, Перечень).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
В данный Перечень включен код "26" "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)".
Предметом аукциона является поставка и монтаж оборудования для дооснащения существующих систем управления очередью.
В соответствии с Техническим заданием документации об аукционе к поставке требовались следующие товары: "Информационное табло рабочего места", "Комплект коммутационного оборудования", "Табло оператора светодиодное", "Коммутационный хаб (подключение до 15 табло включительно)".
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указан код позиции товара "26.30.11.190" "Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки", который включен в Перечень.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки, документации об электронном аукционе указывается информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссия установила, что в извещении и документации об электронном аукционе заказчиком было установлено ограничение допуска товаров, работ, услуг, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Вместе с тем, в нарушение 2 части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 заказчиком не было установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе декларации участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, поскольку на участие в электронном аукционе была подана одна заявка.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ИП <_> на действия Управления Федеральной налоговой службы по Омской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка и монтаж оборудования для дооснащения существующих систем управления очередью" (извещение N 0152100004421000018).
2. Признать в действиях Управления Федеральной налоговой службы по Омской области нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Учитывая, что выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 апреля 2021 г. N 055/06/33-434/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021