Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "АБСТРОЙ" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 2042 от 15.04.2021) на действия муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" (далее - Заказчик), администрации муниципального образования город Тула (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по обустройству и ремонту тротуаров, остановочных площадок и заездных карманов в муниципальном образовании г. Тула (закупка N 0166300024721000162) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя Заявителя на основании доверенности;
- - представителя Заказчика на основании распоряжения администрации города Тулы;
- - представителя Заказчика на основании доверенности;
- - представителя Уполномоченного органа на основании доверенности;
- - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Специализированная организация) на основании доверенности;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Электронного аукциона.
По мнению подателя жалобы, документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по обустройству и ремонту тротуаров, остановочных площадок и заездных карманов в муниципальном образовании г. Тула (закупка N 0166300024721000162) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в связи со следующим.
В пункте 15 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено следующее дополнительное требование к участнику закупки:
"Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Как поясняет Заявитель, указанное требование установлено в извещении и документации об электронном аукционе на основании пункта 2(3) приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99), который относится к выполнению работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
По мнению Заявителя, работы по капитальному ремонту линейного объекта, являющиеся объектом данного Электронного аукциона, относятся к пункту 2(5) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Общество указывает, что при аккредитации на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" в качестве своего соответствия дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона, оно направило документы, подтверждающие опыт выполнения видов работ, предусмотренных пунктом 2(5) приложения N 1к Постановлению Правительства РФ N 99, что полностью отвечает объекту Электронного аукциона.
Однако, в связи с тем, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 , оператором электронной площадки ООО "РТС-Тендер" заявка Общества была отклонена, что не соответствует требованиям Закона.
Заказчик, Уполномоченный орган не согласились с доводами жалобы Заявителя, представив в материалы дела письменные возражения по доводам жалобы, согласно которым работы, являющиеся объектом закупки, исходя из части III Классификации работ по ремонту автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, относятся к работам по ремонту автомобильных дорог, который не носит капитальный характер.
Представитель Специализированной организации, участвующий в заседании Комиссии, поддержал позицию Заказчика, Уполномоченного органа.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе 05.04.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 612 405,80 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона Заказчиком не заключен.
Относительно доводов жалобы Заявителя установлено следующее.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе, в том числе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Предметом контракта по рассматриваемому Электронному аукциону выступает выполнение работ по обустройству и ремонту тротуаров, остановочных площадок и заездных карманов в муниципальном образовании г. Тула.
Виды и объемы работ указаны в части II. Техническое задание документации об электронном аукционе, сметной документации, и включают в себя:
- ремонт дорожного покрытия,
- ремонт покрытия тротуаров,
- ремонт бортового камня,
- ремонт дорожного покрытия съездов,
- обустройство посадочной площадки,
- перенос остановочного павильона,
- перенос знаков, устройство ИДН, ремонт подпорных стен.
Виды (классификация) работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждены приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402). Указанная Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
В соответствии с частью III. Классификации работ по ремонту автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, указанные в части II. Техническое задание документации об электронном аукционе работы относятся к работам по ремонту автомобильных дорог, в т.ч.:
2) по дорожным одеждам:
а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
б) укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
в) полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
д) замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям:
х) восстановление подпорных стен, противолавинных галерей, навесов, берегозащитных и противоэрозионных сооружений, восстановление укрепительных и регуляционных сооружений, сооружений для защиты от наледей, оползней и др.;
4) по элементам обустройства автомобильных дорог:
а) восстановление дорожных информационных систем и комплексов, знаков и табло индивидуального проектирования, элементов и систем диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономных и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорных объектов;
б) восстановление существующих переходно-скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей;
в) восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
На основании изложенного, работы по обустройству и ремонту тротуаров, остановочных площадок и заездных карманов в муниципальном образовании г. Тула, являющиеся объектом Электронного аукциона, не являются работами по капитальному ремонту, а являются работами по ремонту автомобильных дорог.
Постановлением Правительства РФ N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ N 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2(3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона предусмотрены "Требования в соответствии с п. 2.3 приложения N 1 ПП РФ N 99: Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В пункте 15 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе среди прочих установлено дополнительное требование к участнику закупки:
"наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
(Требование установлено в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99)".
Комиссией установлено, что дополнительное требование к участникам закупки, установленное в извещении о проведении электронного аукциона полностью соответствует дополнительному требованию, предусмотренному в пункте 15 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе.
Вместе с этим, из доводов жалобы следует, что Заказчик обязан был установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(5) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
В свою очередь, пунктом 2(5) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 предусмотрен случай установления дополнительного требования к участникам закупки при выполнении работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В тоже время учитывая, что предметом закупки, согласно Классификации работ по ремонту автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, являются работы по ремонту автомобильных дорог, то Заказчиком в документации об аукционе были правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
При изложенных выше обстоятельствах, рассмотренный довод жалобы Общества является необоснованным.
В отношении довода Заявителя о том, что его заявка неправомерно возвращена оператором электронной площадки ООО "РТС-Тендер", Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 13 статьи 24.2 Закона, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 настоящей статьи, при направлении таких документов (или их копий).
Согласно части 1 статьи 66 Закона, подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
На основании пункта 6 части 11 статьи 66 Закона в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 настоящего Федерального закона (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Вместе с этим, согласно пункту 3.9 Административного регламента жалобы на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке рассматривает ФАС России.
На основании вышеизложенного, в полномочия Тульского УФАС России, как территориального органа ФАС России, не входит рассмотрение довода жалобы на действия электронной площадки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АБСТРОЙ" (вх. N 2042 от 15.04.2021) на действия муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы", администрации муниципального образования город Тула при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по обустройству и ремонту тротуаров, остановочных площадок и заездных карманов в муниципальном образовании г. Тула (закупка N 0166300024721000162) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 22 апреля 2021 г. N 071/06/105-273/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2021