Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМОСТ" (далее - Общество, ООО "СТРОЙМОСТ", Заявитель) (вх. N 2226 от 22.04.2021) на действия государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов (индикаторы) для ГУЗ "ТОПЦ" (закупка N 0366200025721000117) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- представителя Общества по доверенности;
- в отсутствие представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения настоящего дела посредством видеоконференцсвязи,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку расходных материалов (индикаторы) для ГУЗ "ТОПЦ" (закупка N 0366200025721000117) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует положениям Закона по следующим основаниям.
Из жалобы следует, что в техническом задании документации об электронном аукционе Заказчиком для товара "Индикатор химический/физический для контроля стерилизации" (позиция 3 Технического задания документации об электронном аукционе) установлены требования "используется в паровых (с принудительным удалением воздуха и гравитационных) и воздушных стерилизаторах", "Индикатор стерилизации не предназначен для контроля парового и воздушного обеззараживания".
По мнению Заявителя, подобной формулировкой Заказчик вводит участников в заблуждение. Заказчик требует, чтобы индикатор был предназначен для контроля режимов стерилизации и одновременно с этим - не был предназначен для контроля режимов обеззараживания. Указанное требование заведомо невыполнимо, так как ряд режимов стерилизации идентичны режимам обеззараживания и не позволяет предложить к поставке какой-либо из существующих индикаторов.
В рамках проведения аналогичных закупок к Заказчикам поставлялось изделие "Интегрирующий индикатор для контроля паровой и воздушной стерилизации 5 класс" по РУ РЗН 2017/6417 от 02.11.2017 производства ООО Компания "Террамед".
Однако, в ходе изучения Обществом инструкцией на данный индикатор выяснилось, что индикаторы "Интегрирующий; индикатор для контроля паровой и воздушной стерилизации 5 класс" также могут использоваться при контроле режимов обеззараживания. Инструкция не содержит запретов на использование при контроле режимов обеззараживания.
Кроме того, требование "Индикатор стерилизации не предназначен для контроля парового и воздушного обеззараживания" не отражает функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, так как относится к деятельности самого Заказчика и требуемым ему режимам стерилизации.
Заказчик не согласился с доводами жалобы Заявителя, представив в материалы дела письменные возражения по доводам жалобы.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (индикаторы) для ГУЗ "ТОПЦ" (закупка N 0366200025721000117) размещены 14.04.2021 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 88 731,75 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона не заключен.
Относительно доводов жалобы Заявителя установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 2 технического задания документации об электронном аукционе установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара, в том числе к спорным характеристикам:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в первые и вторые части заявок и проект контракта) |
3 |
Индикатор химический/физический для контроля стерилизации |
Позиция КТРУ: 32.50.50.190-00000915 |
|
3.1 |
Используется в паровых (с принудительным удалением воздуха и гравитационных) и воздушных стерилизаторах |
наличие |
установлено Заказчиком с целью идентификация изделия медицинского назначения с учетом области применения |
3.5 |
Индикатор стерилизации не предназначен для контроля парового и воздушного обеззараживания |
наличие |
установлено Заказчиком исходя из параметров и характеристик, влияющих на эффективность использования продукции при медицинских манипуляциях и с учетом характеристик товара нескольких производителей, присутствующих на рынке |
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами; изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию/обезвреживанию, их повторное использование запрещается.
При этом пунктом 2.16 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что стерилизацию изделий медицинского назначения осуществляют физическими (паровой, воздушный, инфракрасный) или химическими (применение растворов химических средств, газовый, плазменный) методами, используя для этого соответствующие стерилизующие агенты и типы оборудования. Выбор адекватного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий. Стерилизацию осуществляют по режимам, указанным в инструкции по применению конкретного средства и в руководстве по эксплуатации стерилизатора конкретной модели.
Порядок обезвреживания медицинских изделий однократного применения регламентируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), которым, в частности предусматривается физический метод обеззараживания медицинских отходов путем воздействия водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным излучением с использованием специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов (пункты 4.10, 5.2).
При этом, пунктом 3.7 "ГОСТ Р 58280.1-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Оборудование для термического обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов. Метод сухого горячего воздуха и метод насыщенного водяного пара. Часть 1. Общие требования" обеззараживание (дезинфекция) медицинских отходов: Процесс уничтожения (умерщвления) патогенных и условно патогенных микроорганизмов, содержащихся в отходах классов Б и/или В, направленный на уничтожение вегетативных форм бактерий, грибов, вирусов и снижение количества бактериальных спор в целях устранения их эпидемиологической опасности.
Кроме того, в отличие от процесса стерилизации, процесс обеззараживания (дезинфекции) не обеспечивает уничтожение всех видов микроорганизмов, находящихся на всех стадиях развития.
Согласно письменным пояснениям, представленным Заказчиком, объект закупки сформирован в соответствии с нормами действующего законодательства и исходя из потребности Заказчика при осуществлении своей деятельности.
Ответственность за стерильность медицинских изделий и выбор индикаторов стерилизации, применяемых для контроля тех или иных режимов стерилизации, и интерпретацию результатов работы индикаторов лежит на сотрудниках лечебного учреждения, а цена ошибки выпуска нестерильного инструмента из централизованной стерилизационной - угроза жизни и здоровья пациентов.
Для каждого вида паровой и воздушной обработки (стерилизация, обеззараживание, стерилизация лекарственных сред) определены и установлены стандартами разные эталонные микроорганизмы, на основании кривой инактивации которых определены критерии работы индикаторов. Совмещение в одном индикаторе функционала разных эталонных микроорганизмов кардинально изменит его физические и химические свойства. А это, в свою очередь, потребует микробиологического обоснования эффективности применения такого индикатора в каждом конкретном режиме стерилизации. По результатам работы индикаторов судят о качестве цикла стерилизации, от которого зависит здоровье и жизнь пациентов.
Исключение из технического задания показателя "за исключением режимов стерилизации лекарственных средств, питательных сред, режимов обеззараживания и специальных режимов стерилизации" может позволить поставить Заказчику индикатор, который свидетельствует о паровой или воздушной обработке и срабатывает задолго до прохождения уничтожения микроорганизмов. Такой индикатор не свидетельствует о качестве стерилизации, что может привести к возникновению внутрибольничных инфекций.
При этом, на соответствующем рынке товаров существует не менее двух производителей Индикаторов химических/физических для контроля стерилизации, отвечающих требованиям технического задания документации об электронном аукционе - ООО Компания "Террамед", ООО НПО "Маркер", ООО НПО "ВИНАР".
В рамках поступившей жалобы, Заказчиком для прояснения сложившейся ситуации был сформирован и направлен запрос производителю индикаторов химических/физических для контроля стерилизации - ООО Компания "Террамед".
В ответ на запрос Заказчика в письме N б/н от 26.04.2021 ООО Компания "Террамед" сообщила следующую информацию: "В инструкции на "Интегрирующий индикатор для контроля паровой и воздушной стерилизации 5 класс", производства Компании "ТерраМед", (РУ NРЗН 2017/6417 от 02 ноября 2017 г.) указано, что индикатор предназначен для контроля параметров режимов стерилизации в различных паровых и воздушных стерилизаторах. Применение контроля других видов паровой обработки (дезинфекции, обеззараживания) не допустимо и приведет к ложным результатам контроля. Указания на предназначение индикатора для контроля стерилизации является достаточным, так как подразумевается, что персонал учреждений и служб, эксплуатирующих стерилизационного оборудование имеет соответствующее образование и различает понятия "дезинфекция", "стерилизация", "обеззараживание".
С точки зрения стандарта ГОСТ ISO 11140-1-2011 и принципов работы химических индикаторов, положения технической документации к аукциону N 0366200025721000117 не содержат противоречий. Требование того, что интегрирующий индикатор для контроля стерилизации "не-предназначен для контроля парового и воздушного обеззараживания" легко может быть и выполнено фактически устанавливает минимальные и максимальные значения параметров работы индикаторов.
Ссылка на нормативный документ МУК 4.2.1990-05 "Контроль удаления воздуха в паровых стерилизационных камерах" в Вашем обращении не корректна. "Контроль удаления воздуха" и "контроль цикла стерилизации" совершенно разные процедуры.
Выводы компании ООО "Строймост" о том, что невозможно произвести индикаторы подходящие для контроля стерилизации и неподходящие для контроля обеззараживания ошибочные".
Изучив представленные документы и сведения, проанализировав доводы жалобы и возражения Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу положений статьи 33 Закона, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Необходимо отметить, что в своей совокупности и взаимосвязи положения Закона не предусматривают ограничений по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и обязанности заказчика устанавливать в этой документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Выбор показателей и характеристики объекта закупки в любом случае остается за заказчиком. При этом заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности в зависимости от количества производителей, выпускающих товар, отвечающий потребности заказчика.
Из смысла статьи 33 Закона следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
В силу части 1 статьи 1 Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные, в том числе на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Таким образом, одной из целей Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Статьей 6 Закона определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из представленных Заказчиком в материалы дела документов и сведений следует, что на соответствующем рынке товаров существует не менее двух "Индикаторов химических/физических для контроля стерилизации", отвечающих требованиям технического задания документации об электронном аукционе - "Индикатор химический производства ООО "Научно-производственное объединение "Маркер", Россия"; "Индикатор химический производства ООО "Компания "Террамед", "Индикатор химический производства ООО "Научно-производственное объединение "ВИНАР").
Соответственно указание Заказчиком определенных требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара не ограничивает количество участников закупки и заведомо выполнимо, так как товар соответствующего качества и свойств производится, как минимум двумя производителями, и может быть поставлен неограниченным кругом поставщиков.
Участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем спорного товара, в связи с чем, данный товар может быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
Согласно части 1 статьи 105 Закона любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Поскольку подача жалобы заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически невыполнимо и не позволяет предложить к поставке какой-либо из существующих индикаторов.
Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии так же не представлено.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенных участвующими в деле лицами пояснений, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы Заявителя о нарушении государственным учреждением здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр" требований Закона при осуществлении закупки в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМОСТ" (вх. N 7843 от 22.12.2020) на действия государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов (индикаторы) для ГУЗ "ТОПЦ" (закупка N 0366200025721000117) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 28 апреля 2021 г. N 071/06/105-319/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021