Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ N 51 ДЗМ" и ООО "Веста",
рассмотрев жалобу ООО "Веста" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 51 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (напитки, консервированная кукуруза) (Закупка N 0373200174421000068) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции
по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/22069/21 от 19.04.2021 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу ч.4 ст.56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст.56.1 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1.Согласно доводам жалобы, в технической части конкурсной документации Заказчиком закупаются продукты, в частности, сок овощной томатный, сок фруктовый (груша, персик, яблоко, абрикос), овощи, маринованные кукуруза, при этом в расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком указано: соки овощные (томатные), соки фруктовые в ассортименте, лимоны, при этом техническим заданием не предусмотрена поставка лимонов.
Воспользовавшись правом, предусмотренным ч.15 ст.105 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отозвал довод жалобы, поскольку 20.04.2021 Заказчиком размещена новая редакция конкурсной документации, и устранены вышеуказанные противоречия.
2. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), в части описания объекта закупки, а также не приведено обоснование необходимости применения дополнительных требований к товарам, отсутствующим в КТРУ.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По мнению Заявителя, объектом закупки предусмотрена поставка маринованных овощей, которые соответствует кодам КТРУ: 10.39.18.110-00000001 "Овощи маринованные" (обязательно к применению с 02.11.2020), ввиду чего требования к товарам должны быть установлены в соответствии с правилами использования КТРУ.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Так, в аукционной документации установлены следующие характеристики, отсутствующие в КТРУ, так например: "Остаточный срок годности на момент поставки: 12
18 мес".
При этом Комиссия Управления отмечает, что, в соответствии с ГОСТ 34114-2017 "Межгосударственный стандарт. Консервы овощные. Кукуруза сахарная": срок годности, в течение которого консервы сохраняют свое качество (при температуре от 0°С до 25°С и относительной влажности воздуха не более 75%), со дня изготовления, не более:
- в стеклянных банках - трех лет;
- металлических банках - двух лет;
- металлических банках с эмалевым внутренним покрытием - четырех лет.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что конкурсная документация не содержит обоснования необходимости применения дополнительных требований к товарам.
На основании вышеизложенного, с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что, так например, по п. "Овощи маринованны" Заказчиком установлено требование о соответствии данных товаров ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ГОСТ 31713-2012 "Межгосударственный стандарт. Консервы. Огурцы, кабачки, патиссоны с зеленью в заливке. Технические условия"; ГОСТ Р 52477-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Консервы. Маринады овощные. Технические условия"; ГОСТ 34114-2017 "Межгосударственный стандарт. Консервы овощные. Кукуруза сахарная. Технические условия"; ГОСТ Р 55464-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Консервы. Оливки или маслины в заливке. Технические условия"; ГОСТ Р 54648-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Консервы. Томаты в заливке. Общие технические условия"; ГОСТ 18611-2013 "Межгосударственный стандарт. Консервы. Овощи резаные в томатном соусе. Общие технические условия"; ГОСТ 15979-70 "Государственный стандарт Союза ССР. Фасоль стручковая консервированная. Технические условия". Вместе с тем Заявитель указывает, что в техническом задании по вышеуказанному пункту Заказчиком установлено: "Вид овощей: Кукуруза", при этом ГОСТ 31713-2012, ГОСТ Р 55464-2013, ГОСТ Р 54648-2011, ГОСТ 18611-2013, ГОСТ 15979-70 не регламентируют продукцию "Кукуруза", а регламентирует такие товары, как, оливки, томаты, овощи в томатном соусе, фасоль, что, очевидно, не относится к закупаемой Заказчиком кукурузе.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании конкурсной документации Техническое задание, включая описание товаров, формируется автоматически за счет функционала ЕАИСТ 2.0 и исключить его технически невозможно, таким образом, перечень ГОСТов устанавливается ЕАИСТ 2.0. Функционал ЕАИСТ 2.0 не позволяет исключить требования к ГОСТам или изменить их.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Также Заявитель указывает на то, что согласно п. 5.1 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги" (далее - постановление N 341) предметом одного контракта (одного лота) не могут быть товары, работы, услуги, включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный постановлением N 341, и не включенные в него.
При этом в п. "Овощи маринованные, кукуруза" Заказчиком установлено: "Наличие уксуса, уксусной кислоты: Нет", в то время как кодом ОКПД2 10.39.18.110 предусмотрено следующее: "Овощи (кроме картофеля), приготовленные или консервированные с уксусом или уксусной кислотой". При этом данный код ОКПД2, с указанием на наличие уксуса или уксусной кислоты входит в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Перечень), предусмотренного постановлением N341.
Таким образом, в случае закупки Заказчиком овощей без уксуса или уксусной кислоты, Заказчиком неправомерно объединены в один лоты товары предусмотренный Перечнем постановления N341 и нет, что, по мнению Заявителя, противоречит п.5.1 постановления N341.
При этом Комиссия Управления отмечает, что овощи (кроме картофеля), приготовленные или консервированные без уксуса или уксусной кислоты, относятся к коду ОКПД2: 10.39.17.110, который, в свою очередь, не входит в перечень, предусмотренный постановлением N341.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при формировании конкурсной документации Техническое задание, включая описание товаров и кодов ОКПД2, формируется автоматически за счет функционала ЕАИСТ 2.0. При этом ЕАИСТ 2.0. не дает технической возможности убрать или предоставить преимущества, если такие предусматриваются законодательством для используемых товаров.
На основании вышеизложенного, с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом и Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Веста" на действия ГБУЗ "ГКБ N 51 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.А. Сологов
Члены комиссии А.А. Матюшенко
В.А. Матвеев
Исп. Матвеев Владислав Александрович
Тел. 8-495-784-75-05 (доб. 077-131)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 апреля 2021 г. N 077/06/106-6811/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2021