Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
_., врио руководителя управления; |
Членов комиссии: |
_., главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, _., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии представителей сторон:
Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Скерцо" (далее - Заявитель, Податель жалобы, ООО "Скерцо"):
- _, генерального директора ООО "Скерцо" на основании решения N 20 от 16.09.2020 года;
государственного Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасии (далее- Заказчик, Минздрав РХ):
- .., на основании доверенности б/н от 01.04.2021 года;
- _, на основании доверенности б/н от 22.04.2021 года;
уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомзакуп РХ, уполномоченный орган):
- _, на основании доверенности от 11.01.2021 N 1;
Заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Фармагарант Рус" (далее - Заявитель, Податель жалобы, ООО "Фармагарант Рус"):
- _, на основании доверенности N 9/04-21 от 15.04.2021 года;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Скерцо" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку, доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (Комплекс передвижной автомобильный диагностический) в 2021 году (закупка N 0380200000121001598) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, должным образом не сформировавшего надлежащее описание объекта закупки, обоснование НМЦК, и требование к наличию регистрационного удостоверения.
Представитель Заявителя, принимавший участие в заседании Комиссии, поддержал доводы жалобы и настаивал на её обоснованности.
В свою очередь представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя, представив в материалы дела пояснения, запрашиваемые документы и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа согласился с доводами жалобы и сообщил, что решения, принятие комиссией уполномоченного органа, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Заинтересованного лица согласился с доводами жалобы, также указав на ненадлежащее описание объекта закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 110 933 333,36 рублей;
3) источник финансирования - Оплата по Контракту осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оснащение медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек, поступившие в Республиканский бюджет, КБК 806 0909 501N151910 244 310;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе N ЭА/21-001582 от 13.04.2021 года утверждена Министром здравоохранения Республики Хакасия _ (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 5.12.2017 N 630);
6) дата и время начала подачи заявок 13.04.2021 14:28;
7) дата и время окончания подачи заявок 21.04.2021 08:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 22.04.2021;
9) дата и время проведения аукциона 23.04.2021 10:55;
10) на участие в Аукционе подано две заявки, которые комиссией уполномоченного органа признаны несоответствующими, ввиду непредоставления конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным аукционной документацией;
11) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, каждый из трёх вариантов исполнения "Комплекса передвижного автомобильного диагностического", указанных в Описании объекта закупки Заказчиком, содержит различные требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам, а также различную комплектацию, - что не допустимо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены в том числе Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пункт 2 Правил).
Согласно пункта 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе в документации о закупке заказчик самостоятельно определяет и описывает объект закупки исходя из имеющейся потребности, необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и предоставление каких-либо преимуществ определенным хозяйствующим субъектам.
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются Заказчиком в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе и Постановлением N 145 как для соблюдения интересов Заказчика путем обеспечения формирования надлежащего описания объекта закупки и дальнейшей возможности осуществления проверки качества товара, исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые еще на первоначальном этапе подачи заявок могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет Заказчику приобрести действительно необходимый ему товар, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив требуемый заказчику товар по справедливой цене.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка, доставка, разгрузка, сборка, установка, монтаж, ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (Комплекс передвижной автомобильный диагностический), описание которого представлено в части 7 документации об Аукционе в виде трёх возможных вариантов исполнения - Вариант N 1, Вариант N 2, Вариант N 3, каждый из которых имеет свои определенные требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам, а также различную комплектацию.
Например, в первом варианте требуется экологический класс двигателя не ниже пятого (п. 1.3), во втором варианте не ниже Евро-4 (п. 2), при этом третий вариант такого показателя не предусматривает.
Вместимость топливного бака в первом варианте не менее 100л. (п. 1.7), во втором варианте не менее 80л. (п. 6), при этом третий вариант такого показателя также не предусматривает.
Мощность двигателя в первом варианте не менее 140 л.с. (п. 1.5), во втором варианте максимальная полезная мощность (п. 4) не менее 140 л.с., а в третьем варианте мощность двигателя не менее 165 л.с. (п. 1.3).
Требование к обеспечению мощности электропитания (при характеристике в КТРУ - от внешней сети 220 В 50 Гц):
Вариант 1
1.23 |
Электропитание автономное |
Бензиновая электростанция, однофазная 220 В, мощностью не менее 6 кВА, с электростартером |
Вариант 2
1. |
Питание от внешней электросети, 220В |
Наличие |
2. |
Автономное питание |
от бензинового ИЛИ дизельного* электрогенератора с электростартером |
3. |
Мощность электрогенератора, кВА |
не менее 5 |
4. |
Объем бака электрогенератора, л |
не менее 20 |
Вариант 3
1.13 |
Система энергоснабжения: |
|
1.13.1 |
Электрогенератор |
Наличие |
1.13.1.1 |
Напряжение питания |
230В/50 Гц |
К тому же. габаритные размеры кузова-фургона (ДхШхВ) в первом варианте не менее 5,2х2,2х2,2 м (п. 1.12), во втором варианте не менее 5,0х2,20х2,20 м (п. 11), а в третьем варианте не менее 5100х2500х2300 мм (п.1.8).
Система кондиционирования в первом варианте (п. 1.26):
1.26 |
Система кондиционирования |
Индивидуальная в процедурном отсеке и отсеке рентгенолаборанта. Режимы работы: охлаждение, вентиляция, обогрев. |
Во втором варианте:
5. |
Индивидуальная система кондиционирования во всех отсеках (кроме генераторного, климатического, санитарного и коридора), построенная на мультисплит-системе Режимы работы: охлаждение, обогрев |
Наличие
Наличие |
При это, в третьем варианте:
1.17 |
Система кондиционирования: |
|
1.17.1 |
Наружный блок, шт. |
Не менее 1 |
1.17.1.1 |
Мощность охлаждения, кВт |
Не менее 4,0 |
1.17.2 |
Внутренний блок, шт. |
Не менее 2 |
1.17.2.1 |
Мощность охлаждения, кВт |
Не менее 2,0 |
Относительно, мебели в первом варианте (п. 1.32) мебель выполнена из ЛДСП панелей с ламинированием рабочих поверхностей, устойчивых к обработке дез.средсвами. Шкаф, стол, два стула в отсеке рентгенолаборанта, во втором варианте (п.6) указано мебель из пластиковых панелей - наличие.
Вместе с тем, в первом варианте:
2.1 |
Ультрафиолетовый бактерицидный рециркулятор воздуха |
Не менее 2 шт |
2.1.1 |
Тип |
Рециркуляторный |
2.1.2 |
Количество ламп |
Не менее 3 шт |
2.1.3 |
Срок службы ламп |
Не менее 9000 ч |
2.1.4 |
Потребляемая мощность |
Не более 250 Вт |
2.1.5 |
Производительность |
Не менее 50 м3 /ч |
2.1.6 |
Бактерицидная эффективность |
Не менее 99 % |
Во втором варианте:
6. |
Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный, шт. |
Не менее 2 |
7. |
Тип |
Рециркуляторный |
8. |
Количество ламп, шт. |
не менее 2 |
9. |
Срок службы ламп, час |
не менее 8000 |
10. |
Потребляемая мощность, Вт |
не более 60 |
11. |
Производительность, м |
не менее 90 |
12. |
Бактерицидная эффективность, % |
не менее 95 |
В третьем варианте:
2 |
Облучатель-рециркулятор бактерицидный настенный, шт. |
Не менее 2 |
2.1 |
Производительность по потоку, м3/час |
Не менее 30 |
2.2 |
Источник излучения - бактерицидная безозоновая ультрафиолетовая лампа |
Наличие |
2.3 |
Срок службы у/ф ламп, часов |
Не менее 8000 |
2.4 |
Напряжение питающей сети, В |
220 |
2.5 |
Потребляемая мощность, ВА |
Не более 60 |
Относительно, характеристики цифрового флюорографа стоит отметить следующее:
Вариант N 1
2.2.1.2 |
Аппарат флюорографический несканирующего типа, предполагающий одномоментную съемку всей зоны обследования, |
получение снимка напрямую с цифровой камеры с ПЗС-матрицей ИЛИ с цифрового детектора без промежуточной оцифровки, а также получение полноформатного изображения за одну экспозицию, без промежуточной сшивки фрагментов. |
2.2.3.3 |
Размер рабочего поля, мм |
Не менее 430 х 430 |
Вариант N 2
13. |
Флюорографическая цифровая камера с ПЗС-матрицей |
Наличие |
14. |
Размер рабочего поля, мм |
не менее 390 х 390 |
15. |
Пространственное разрешение во входной плоскости цифрового приемника рентгеновского изображения равномерно по всему рабочему полю, пар линий/мм |
не менее 2,5 |
16. |
Контрастная чувствительность при экспозиционной дозе во входной плоскости цифрового приемника рентгеновского изображения 1,0 мР, % |
не более 1,5 |
Вариант N 3
3.2.1 |
Построение ЦПРИ: |
на основе ПЗС-матриц или сканирующий |
3.2.2 |
Пространственное разрешение, пар.лин./мм |
Не менее 2,2 |
3.2.3 |
Контрастная чувствительность, % |
Не менее 1 |
3.2.8 |
Размер рабочего поля ЦПРИ, мм |
Не менее 390х390 |
Вышеуказанный перечень разночтений не является исчерпывающим.
На основании изложенного, Комиссия соглашается с позицией Заявителя о том, что Варианты N 1, 2, 3 исполнения объекта закупки не являются идентичными, однородными, поскольку имеют различные характеристики и комплектацию. По своей сути, в нарушение части 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки не содержит показатели, позволяющие определить реальную потребность Заказчика, сформированную в виде установленных требований к характеристикам товара, поскольку такие характеристики в каждом из вариантов различны, а значит конкретная потребность Заказчика им не определена.
Кроме того, представитель Заказчика на рассмотрении жалобы сообщил, что флюорограф цифровой (с вариантами - без рентгенозащитной кабины (вариант 1) и с рентгенозащитной кабиной (варианты 2 и 3)), входящий в комплекс передвижной автомобильный диагностический определен в соответствии с требованиями ГОСТа Р 56312-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Флюорографы цифровые. Технические требования для государственных закупок" (далее- ГОСТ). Между тем, это не подтверждается материалами дела и довод Заказчика о том, что характеристики для флюорографа описаны в соответствии с ГОСТом является несостоятельным.
Например, пунктом 6.2.1 ГОСТа для варианта конструктивного исполнения без рентгенозащитной кабины на основе вертикального(ых) штатива(ов) открытого типа указаны характеристики "диапазон перемещения с помощью электропривода системы "приемник-излучатель" в вертикальном направлении, см, не менее", "скорость вертикального перемещения*, мм/с, не менее", "камеры для видеонаблюдения за положением пациента и двухсторонней аудиосвязи с пациентом* (наличие)", однако Вариант N 1 этого не предусматривает. Пунктом 6.2.2. для варианта конструктивного исполнения на основе рентгенозащитной кабины определены следующие характеристики - "максимальный вес пациента, кг, не более", - автоматическое закрытие/открытие двери (наличие); "схема расположения двери защитной кабины: правосторонняя или левосторонняя", "блокировка анодного напряжения при открытой двери (наличие)", однако варианты 2 и 3 таких требований не содержит. Указанный перечень несоответствий между Описанием объекта закупки (представленным в виде трёх указанных Заказчиком Вариантов исполнения) и указанным ГОСТом не является исчерпывающим.
Таким образом, Заказчиком при составлении описания объекта закупки также не были использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, при наличии таковых, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что в рамках внеплановой проверки установлено, что при описании объекта закупки Заказчик использовал позицию КТРУ 29.10.59.170-00000027 "Комплекс передвижной автомобильный диагностический", указав 3 обязательные характеристики:
тип шасси - фургон;
назначение - проведение флюорографии;
электропитание - от внешней сети 220 В 50 Гц.
Вся иная указанная Заказчиком информация по вариантам N 1, 2, 3 Описания объекта закупки относится к дополнительным функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, в связи с чем Заказчик, в силу пунктов 5,6 Правил, утв. Постановлением N 145, должен указать обоснование необходимости использования таких характеристик, то есть раскрыть необходимость их наличия в приобретаемом медицинском оборудовании с точки зрения целей приобретения указанного оборудования в рамках оказания медицинской помощи.
Между тем, Заказчиком указано только на то, что "при составлении описания объекта закупки установлены дополнительные характеристики, которые не указаны в КТРУ, в связи с тем, что значения характеристик, указанные в КТРУ не в полной мере, отражают потребность учреждений при закупке данного товара".
Таким образом, в документации о закупке имеется ссылка исключительно на потребность Заказчика, но не раскрыто само обоснование необходимости использования многочисленных дополнительных характеристик с точки зрения цели применения диагностического комплекса для оказания медицинской помощи пациентам, что свидетельствует о несоблюдении пункта 6 Правил, утв. Постановлением N 145, и является нарушением части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика, допустившего вышеуказанные нарушения, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом рассчитана начальная (максимальная) цена контракта, Комиссией не рассматривается.
Вместе с тем, Комиссия полагает необходимым направить информацию по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (закупка N 0380200000121001598) в Министерство финансов Республики Хакасия для рассмотрения в рамках представленных полномочий.
3. Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик требует регистрационное удостоверение на оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона об охране здоровья на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила) государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Пунктом 5 Правил, следует, что государственная регистрация медицинских изделий проводится на основании результатов технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, и экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, а также испытаний в целях утверждения типа средств измерений.
Обеспечение организации работы по формированию и ведению номенклатурной классификации медицинских изделий по видам осуществляется регистрирующим органом.
В силу пункта 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Таким образом, при проведении электронного аукциона заказчик вправе установить во второй части заявки требование о представлении регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения, лекарственные препараты, медицинское оборудование.
Кроме того, частью 2 статьи 38 Закона об охране здоровья определено, что медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена "Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам".
Комплексы передвижные медицинские включены в группу 2 "Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия" подгруппу 2.8 Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам.
Из совокупности указанных норм права следует, что на территории Российской Федерации обращению подлежат медицинские изделия, зарегистрированные в установленном порядке, что подтверждается выданным регистрационным удостоверением.
Согласно пункту 20.1 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении участником в закупке в составе второй части заявки - копии действующий Регистрационных удостоверений, выданных соответствующими уполномоченному органами, при этом, пунктом 5.3 проекта контракта установлено, что при поставке оборудования Поставщик предоставляет копию регистрационного удостоверения на оборудование.
Вместе с тем, согласно описания объекта закупки к поставке требуется комплекс передвижной автомобильный диагностический, однако исходя из установленных аукционной документацией требований следует, что участниками должны предоставляться регистрационные удостоверения на каждое изделие и оборудование (флюорограф, облучатель, дозаторы для мыла, биотуалет и т.д), следовательно, установленные требования в информационной карте и проекте контракта по своей сути являются противоречивыми, и вводят потенциальным участников закупки в заблуждение, что было подтверждено представителями Заявителя и третьим лицом.
Для исключения спорных моментов и вопросов от участников закупок, в дальнейшем Заказчику следует в документации об аукционе и проекте контракта указывать идентичную информацию в соответствии с действующим законодательством, избегая каких - либо противоречий.
В результате внеплановой проверки также установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, заказчик при разработке документации об аукционе должен чётко и однозначно сформулировать все её условия, в том числе корректно и однозначно прописать положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Документация о проведении закупки не должна содержать возможность её вариативного понимания, соответственно, - субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников, комиссией уполномоченного органа.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и чёткие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки, подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в аукционе имел чёткое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать поставляемый товар, предлагаемая работа, услуга.
Из изложенного следует, что в целях исключения субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске участников к участию в электронном аукционе, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально чётко и конкретно сформулировать свои требования относительно объекта закупки и требования к описанию такого объекта участниками закупки в своих заявках.
Изучив положения рассматриваемой документации об Аукционе, Комиссией антимонопольного органа установлено, что в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте) имеются следующие требования Заказчика:
При подаче первой части заявки Участнику необходимо выбрать один из предложенных вариантов, указанных в описании объекта закупки, например, вариант 1.
При этом Участник должен указать номер варианта, т.е. если предлагаемый Участником товар соответствует ВАРИАНТУ N 1, то участник должен обязательно указать "ВАРИАНТ N 1" и т.п.
Между тем, Закон о контрактной системе и подзаконные ему НПА не содержат требований к содержанию заявки об обязанности участника закупки указывать какой-либо ВАРИАНТ. В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено лишь указание конкретных показателей товара, соответствующих потребности Заказчика. Также следует отметить, что подобное требование Заказчика может привести к необоснованному, формальному отклонению заявки участника Аукциона, не указавшего такую информацию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся (две заявки участников закупки признаны не советующими требования аукционной документации), предписание об устранении выявленных нарушений Комиссией антимонопольного органа решено не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скерцо" обоснованной.
2. На основании части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе не рассматривать довод Заявителя в отношении ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку электронный аукцион признан несостоявшимся.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. Направить информацию по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта в Министерство финансов Республики Хакасия для рассмотрения в рамках представленных полномочий.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
_ |
Члены комиссии: |
_ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 26 апреля 2021 г. N 019/06/33-381/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021