на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон
N 44-ФЗ) проведена проверка действий заказчика - Управления ЖКХ, уполномоченного органа - Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края на предмет соблюдения требований Федерального закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок, по регулируемым тарифам, автомобильным транспортом по муниципальному маршруту N 124 "г.Амурск - п. Эльбан" межпоселенческого сообщения Амурского муниципального района Хабаровского края (извещение N 0122300013821000030).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Хабаровское УФАС России поступила информация от ООО "Скай Лайн" о нарушении требований Федерального закона
N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок, по регулируемым тарифам, автомобильным транспортом по муниципальному маршруту N 124 "г.Амурск - п. Эльбан" межпоселенческого сообщения Амурского муниципального района Хабаровского края (извещение N 0122300013821000030) (далее - Аукцион).
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 04.03.2021;
2) начальная (максимальная) цены контракта - 744 972,80 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.03.2021;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 15.03.2021;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 (два) участника Аукциона;
8) по результатам проведения Аукциона победителем признано
общество с ограниченной ответственностью "Скай Лайн" с предложением цены за право заключения контракта 272 000,00 руб.
Согласно абзаца два п. 5 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576) в случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 10 рабочих дней.
На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 09.04.2021 N 141 в связи с необходимостью проверки, содержащихся в представленных документах информации, а также с целью получения дополнительно истребованных документов и сведений было принято решение продлить срок проведения внеплановой проверки до 26.04.2021 включительно.
Согласно уведомлениям Хабаровского УФАС России от 19.04.2021 N 7/4066, направленным в адрес заявителя - ООО "Скай Лайн", заказчика - Управление ЖКХ администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, уполномоченного органа - Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края рассмотрение обращения ООО "Скай Лайн" назначено на 23.04.2021 в 11 часов 10 минут.
Руководствуясь п. 31 Правил, утвержденных Постановлением N 1576 в заседании Инспекции Хабаровского УФАС России объявлен перерыв для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения до 26.04.2021 12 часов 30 минут.
Согласно доводу Заявителя, аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки МУП "ПАТП" соответствующей документации об Аукционе и Федеральному закону N 44-ФЗ, поскольку МУП "ПАТП" на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе имел недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Заказчик письменно выразил свои возражения на обращение ООО "Скай Лайн" (вх. 7/5606 от 22.04.2021).
Рассмотрев материалы дела N 7-3/150 Инспекция пришла к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
Ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям документации о таком аукционе.
Ч. 8 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ
На заседании Инспекции установлено, что МУП "ПАТП" в составе заявки представлена декларация о соответствии требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в которой содержится информация об отсутствии у МУП "ПАТП" недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
Вместе с тем, из доводов Заявителя следует, что заявка МУП "ПАТП" неправомерно признана соответствующей документации об Аукционе и Федеральному закону N 44-ФЗ, поскольку согласно открытым источникам, а именно на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов размещены более 15 исполнительных производств по налогам, штрафам, пеням.
При этом из пояснений уполномоченного органа, которые поступили в Хабаровское УФАС России (вх. 7 - 4748 от 09.04.2021), на момент рассмотрения заявок отсутствовали основания признать заявку МУП "ПАТП" не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Федеральному законом N 44-ФЗ, поскольку на момент рассмотрения вторых частей заявок аукционная комиссия не обладала достаточной и достоверной информацией о наличии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки. И при этом срок рассмотрения заявок, установленный Федеральным законом N 44-ФЗ не позволял аукционной комиссии направить и получить официальный ответ от ФНС. Поскольку аукционная комиссия не располагала сведениями об активах участника закупки, основания для отклонения заявки участника закупки отсутствовали.
На основании вышеизложенного, Инспекция пришла к выводу, что действия аукционной комиссии, признавшей заявку МУП "ПАТП" на участие в Аукционе соответствующей требованиям документации об Аукционе и Федеральному законом N 44-ФЗ, не нарушают требования п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ установлены следующие нарушения:
1. Ч. 11 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (далее - Типовые контракты) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N 606).
П. 15 Постановления N 606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Типовой контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам утвержден Приказом Минтранса России от 29.12.2018 N 482 (далее - Типовой контракт).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок, по регулируемым тарифам, автомобильным транспортом по муниципальному маршруту N 124 "г.Амурск - п. Эльбан" межпоселенческого сообщения Амурского муниципального района Хабаровского края (извещение N 0122300013821000030).
Таким образом, применение Типового контракта, является обязательным и в соответствии с этим проект муниципального контракта разработан в соответствии с Типовым контрактом.
В силу ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Постановление Правительства РФ N 1042, Правила)
Согласно п. 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В соответствии с п. 12. Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом в соответствии с п. 9.8 проекта муниципального контракта "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта."
Кроме того, согласно п. 9.4. проекта муниципального контракта "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта"
В соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Таким образом, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также федеральным законам, которые имеют высшую юридическую силу.
Учитывая изложенное, в случае наличия возможного несоответствия Типового контракта Федеральному закону N 44-ФЗ и Постановлению N 1042 при разработке документации об Аукционе, а именно проекта контракта, предусмотренного ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ, необходимо руководствоваться Федеральным законом N 44-ФЗ и Постановлением N 1042.
Таким образом в проекте муниципального контракта ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом установлена не в соответствии с Постановлением N 1042, что нарушает ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно ч. 3 ст 7 Федерального закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Федерального закона N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Федерального закона N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 Федерального закона
N 44-ФЗ, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с ч. 9 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Ч. 6 ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
С учетом ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ участником закупки, признанным победителем, цена контракта снижена на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то контракт заключается после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полуторном размере, т.е. 55 872,96 руб.
Вместе с тем, Заказчиком направлен проект муниципального контракта на подписание победителю аукциона. В п. 7.1 проекта муниципального контракта Заказчик установил, что "Размер обеспечения исполнения Контракта определяется в соответствии с порядком, установленным частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, и составляет 37 248,64 руб.", что не соответствует положениям ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из материалов дела следует, что 19.03.2021 ООО "Скай Лайн" произвел подписание проекта муниципального контракта усиленной электронной подписью, и представил обеспечение исполнения контракта в размере 55 872,96 руб., с учетом ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ, что подтверждается платежными поручениями от 19.03.2021, а также внес денежные средства в размере 272 000,00 руб. за право заключения контракта, что подтверждается платежным поручением от 19.03.2021.
26.03.2021 было заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту N 04/2021 от 26.03.2021 года на "Оказание услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок, по регулируемым тарифам, автомобильным транспортом по муниципальному маршруту N 124 "г. Амурск - п. Эльбан" межпоселенческого сообщения Амурского муниципального района Хабаровского края", где изменена сумма обеспечение исполнения контракта на сумму 55 872,96 руб.
Из вышеизложенного следует, что информация, указанная в проекте муниципального контракта и размещенная в единой информационной системе, не достоверна.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 44-ФЗ, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя) не выдать, так как контракт заключен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях действий заказчика - Управления ЖКХ администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, уполномоченного органа - Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края нарушения ч. 8 ст. 34, ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 44-ФЗ.
2. Не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.
3. Передать материалы дела N 7-3/150 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящий акт может быть обжалован в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021