Резолютивная часть объявлена 21.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 26.04.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А. Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Сафонов С.И. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи директор Общества Малеев А.В.;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Венчикова А.В. по доверенности N 12 от 20.04.2021 г.,
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Пойлова Е.А. по доверенности N 3 от 01.01.2021 г., Гайль И.Н. по доверенности N 4 от 01.01.2021 г.,
рассмотрев жалобу от ООО "ФОТЕК" (ИНН 6660014314 ОГРН: 1036603480100) от 14.04.2021 N702-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Березовская районная больница", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры, при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система электрохирургическая) (извещение N 0187200001721000259) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ФОТЕК" (ИНН 6660014314 ОГРН: 1036603480100) от 14.04.2021 N702-ж (далее - Заявитель) на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (извещение N 0187200001721000259).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению Заявителя, Заказчик и уполномоченный орган незаконно включили в описание объекта закупки требование к поставляемому товару о наличии у оборудования поворотной ручки для установки мощности.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно пунктам 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Техническому заданию Заказчика установлено следующее (выдержка по спорному пункту): "
Система электрохирургическая |
1 |
Описание по КТРУ |
|
|
шт. |
1 |
|
1.1 |
Рабочая частота, МГц |
|
> 0.3 и |
||||
2. |
Дополнительные характеристики |
|
|
||||
2.6 |
Поворотные ручки для установки мощности |
Наличие |
|
||||
3.14 |
Электрод пациента раздвоенный одноразовый, шт. |
2 |
|
* Пустые ячейки заполнению не подлежат.
** Вносить изменения в наименования показателей не допускается.
*** Вносить изменения в неизменяемое значение показателя не допускается.
**** Заполняется участником закупки на момент подачи заявки
***** Обоснование установления дополнительных характеристик, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных, обусловлено потребностью Заказчика в проведении всех необходимых хирургических манипуляций, направлено на проведение широкого спектра хирургических операций, а также повышение безопасности и оптимизации рабочего процесса:
п. 1.1.- Характеристики из КТРУ
пп. 2.1.1-2.1.6 - Позволяет проводить все необходимые хиругические манипуляции
пп. 2.2.1-2.2.6 - Определяет тип воздействия на ткани во время проведения хирургических манипуляций
п. 2.3 - Обеспечивает удобство работы
пп. 2.4.1-2.4.2 -Обеспечивает безопасность применения аппарата
пп. 2.5 -2.7 - Обеспечивает удобство применения аппарата
п. 2.8 - Упрощает обработку аппарата
п. 2.9 - Обеспечивает удобство размещения аппарата
п. 2.10 -Обеспечивает работу аппарата
п. 2.11 -Позволяет разместить аппарат на приборной стойке
п. 3.1-3.14 - Комплект необходимых инструментов для проведения широкого спектра хирургических операций"
Согласно пояснениям Заказчика, поворотная ручка для установки мощности является наиболее удобным для персонала заказчика способом регулирования мощности электрохирургической системы, медицинский персонал настаивал именно на таком управлении.
Кроме того, под требования технического задания подходит оборудование минимум двух производителей - Techno-Medical Optik-Chirurgie GmbH, Германия (Регистрационное удостоверение N РЗН 2017/5410 от 27.02.2017 г.) и LED SpA, Италия (Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09724).
Комиссия Управления соглашается с позицией Заказчика и поясняет, что первоочередное условие проведение закупки - удовлетворение потребности Заказчика в товаре ему необходимом, согласно целям деятельности учреждения.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Более того, на участие в закупке подано 2 заявки потенциальных поставщиков, следовательно, ограничения участия в аукционе не установлено.
Таким образом, Комиссия Управления изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, а, следовательно, довод Заявителя является необоснованным. Иное Заявителем не доказано.
Жалоба ООО "ФОТЕК" (ИНН 6660014314 ОГРН: 1036603480100) от 14.04.2021 N702-ж рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФОТЕК" (ИНН 6660014314 ОГРН: 1036603480100) от 14.04.2021 N702-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Березовская районная больница", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры, при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система электрохирургическая) (извещение N 0187200001721000259) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Сафонов С.И.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 апреля 2021 г. N 086/06/33-658/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2021