Резолютивная часть объявлена 22.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 27.04.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А. Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р. Р. - Начальник отдела Управления;
- Сафонов С.И. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видео-конференц-связи Прыгин В.В. (директор ООО "МЕГА");
от Заказчика - Подкорытова И.А. по доверенностиN 07 от 20.04.2021 г., Соколова К.И. по доверенности N 14 от 20.04.2021 г.;
от Уполномоченного органа - посредством видео-конференц-связи Пойлова Е.А. по доверенности N 3 от 01.01.2021 г.,
рассмотрев жалобу ООО "МЕГА" (ИНН 4703173501 ОГРН: 1204700003650) от 15.04.2021 N714-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры, при проведении электронного аукциона на поставку сеянцев деревьев хвойных пород (извещение N 0187200001721000183) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "МЕГА" (ИНН 4703173501 ОГРН: 1204700003650) от 15.04.2021 N714-ж на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (извещение N 0187200001721000183).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению Заявителя, Заказчик бездействует, не отклоняя участника закупки от процедуры подписания контракта, несмотря на его несоответствие по пункту 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
В силу пункта 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
В соответствии с частью 8 статьи 31 закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Комиссией Управления установлено, что участник аукциона в электронной форме ООО "МЕГА" задекларировало свое соответствие установленным требованиям по пункту 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Комиссия Управления считает, что на момент рассмотрения второй части заявок участников, а именно заявки ООО "МЕГА" нарушения Закона о контрактной системе не было допущено в части признания его соответствующим по требованиям пункта 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, т.к. аукционная комиссия вправе проверить участника на соответствие вышеуказанному положению, а не обязана, более того, участник не представил в составе заявки сведения, свидетельствующие о его несоответствии.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что ООО "МЕГА" направило в адрес Заказчика (Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов") письмо 07.04.2021 г. с информацией о несоответствии ООО "МЕГА" требованиям пункта 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, приложило к письму Решение N 1172 от 27.01.2021 г. о привлечении к налоговой ответственности в сумме 1000,00 рублей, требование N 24628 от 02.04.2021 г. об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в размере 4000,00 рублей.
Заказчик письмом N 1044 от 09.04.2021 г. запросил у Общества представить бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период до 14.04.2021 г.
Заказчик получил бухгалтерскую отчетность Общества за 2020 г.
Изучив упомянутую бухгалтерскую отчетность, Комиссия Управления установила, что балансовая стоимость активов ООО "МЕГА" за 2020 г. составляет 10 000,00 рублей. Проанализировав упомянутое требование N 24628 от 02.04.2021 г., Комиссия Управления пришла к выводу, что данное требование ставит в основание о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в размере 4000,00 рублей на основании Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.01.2021 г. N 1171.
Таким образом, уже 27.01.2021 г. ООО "МЕГА" имело задолженность по налогам, сборам, штрафам, пеням, процентам в размере 4000,00 рублей, что составляет более 25 % балансовой стоимости активов Общества.
Исходя из положений статьи 45 Налогового кодекса РФ штрафы, пени, проценты, начисленные налоговым органом относятся к иным обязательным платежам по которым налогоплательщик обязан внести денежные средства в казну РФ.
Кроме того, согласно частям 2-3 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Требование N 24628 от 02.04.2021 г. было направлено ООО "МЕГА", получено Обществом, а значит задолженность по обязательным платежам в бюджет РФ уже имелась у ООО "МЕГА", следовательно, получив от Общества подтверждение наличия задолженности, бухгалтерскую отчетность Заказчик должен был на основании части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отказаться от заключения контракта с ООО "МЕГА".
Невыполнение положений части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком является нарушением им данных положений. Довод Заявителя жалобы является обоснованным.
Тем не менее, Комиссия Управления считает необходимым пояснить следующее.
Согласно части 14 статьи 83.2 закона о контрактной системе в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
В силу частей 1, 4 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
Таким образом, Комиссия Управления усматривает в действиях ООО "МЕГА" недобросовестное поведение при участии в закупках и считает возможным порекомендовать Заказчику обратиться в судебную инстанцию с заявлением о взыскании убытков или иного вреда, вызванного действиями такого участника контрактной системы в случае их установления.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО "МЕГА" (ИНН 4703173501 ОГРН: 1204700003650) от 15.04.2021 N714-ж рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕГА" (ИНН 4703173501 ОГРН: 1204700003650) от 15.04.2021 N714-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры, при проведении электронного аукциона на поставку сеянцев деревьев хвойных пород (извещение N 0187200001721000183) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов" нарушение положений части 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "База авиационной и наземной охраны лесов" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Сафонов С.И.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 апреля 2021 г. N 03/РВ-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021