Резолютивная часть объявлена 26.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.04.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Сафонов С.И. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видео-конференц-связи Угрюмов Д.А. по доверенности N 2200 от 22.07.2020 г.;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу от ООО "СибМК" (ИНН 7017247520 ОГРН: 1097017016535) от 19.04.2021 N3294-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий к системе инъекции контрастного вещества (извещение N 0387200031021000071) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба от ООО "СибМК" (ИНН 7017247520 ОГРН: 1097017016535) от 19.04.2021 N3294-ЭП/21 (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0387200031021000071).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Заказчик неправомерно указал в техническом задании закупки требование о необходимости поставки расходных материалов оригинальных запасных частей к системе инъекции, имеющегося в наличии у Заказчика и не указал о возможности поставки эквивалента.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с Законом о контрактной системе, Письмом Минэкономразвития России от 13 января 2017 года N Д28и-212 техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика, заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию.
Заказчик вправе самостоятельно определять условия аукционной документации в пределах, оговоренных законом. В позициях технического задания описаны требования заказчика к закупаемой продукции, необходимой для удовлетворения конкретных потребностей заказчика, связанных непосредственно с проведением лечебного процесса.
В Техническом задании (далее - ТЗ) указано:
Наименование товара |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
|
|
|
N п/п |
Наименование показателя (неизменяемое) |
Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое) |
Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки) |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Шприц для системы инъекции контрастного вещества КТРУ: 32.50.13.110-01360 |
1.1 |
Описание***** |
Стерильный компонент системы инъекции контрастного вещества, предназначенный для введения контрастного вещества или солевого раствора пациенту при проведении процедуры диагностической визуализации. Шприц преимущественно представляет собой сменную камеру для вещества/раствора с поршнем в цилиндре; инъектор контрастного вещества/раствора управляет движением поршня (плунжера). Шприц, как правило, изготавливается из пластмассы и может повторно использоваться для нескольких пациентов (например, до пяти пациентов). Это изделие, пригодное для многоразового использования. |
|
Характеристики по КТРУ | ||||
1.2 |
Объем, Кубический сантиметр;^миллилитр: |
|
|
|
Дополнительные характеристики***** | ||||
1.3 |
Шприц ZY 6322****** Совместимость с инъекционной системой MEDRAD Salient. |
наличие |
|
|
1.4 |
Комплектация: |
|
|
|
1.4.1 |
Шприц, шт |
|
Не менее 1 |
|
1.4.2 |
Трубка для быстрого заполнения шприца, шт |
|
Не менее 1 |
|
1.5 |
Максимальное расчётное давление, кПа |
|
не менее 2068 |
|
1.6 |
Предельная скорость введения контрастного вещества, мл/с |
|
не менее 10 |
|
1.7 |
Не содержит латекса |
Наличие |
|
|
1.8 |
Индивидуальная стерильная упаковка |
Наличие |
|
|
1.9 |
FluiDots - индикаторы заполняемости шприцов контрастом и физ.раствором |
наличие |
|
|
Магистраль соединительная для введения рентгеноконтрастного вещества КТРУ32.50.13.110-00005236 |
1.1 |
Описание***** |
Гибкое цилиндрическое изделие, которое обычно соединяет шприц с контрастным веществом с канюлей пациента для введения контрастного вещества и промывающей жидкости пациенту во время диагностических радиографических процедур [например, ангиографии или компьютерной томографии (КТ)]. Изделие изготавливается из синтетических полимеров, выдерживает низкое и высокое давление и выпускается разной длины с устройствами для быстрого соединения (например, замком Луера). |
|
Дополнительные характеристики***** | ||||
1.2 |
Магистраль ZY5151****** |
наличие |
|
|
1.3 |
Общая длина витой трубки, мм |
|
не менее 1500 |
|
1.4 |
Внешний диаметр витой трубки, мм |
|
не более 2,5 |
|
1.5 |
Внутренний диаметр витой трубки, мм |
|
не менее 1,5 |
|
1.6 |
Рабочее давление, кПа/psi |
|
не менее 2068/300 |
|
1.7 |
Не содержит латекса |
наличие |
|
|
1.8 |
Индивидуальная стерильная упаковка |
наличие |
|
В руководстве по эксплуатации инъекционной системы MEDRAD Salient, имеющейся в наличии у заказчика в разделе "Предупреждения и предостережения" (стр. 15 инструкции) указано: "Для обеспечения надлежащей работы используйте только принадлежности и дополнительное оборудование, поставляемые компанией Imaxeon и специально разработанные для настоящего инъектора. Другие принадлежности и дополнительное оборудование могут привести к повреждению устройства." В разделе "Шприц-колба, трубка быстрого наполнения, шприц для заполнения и трубки коннектора" (стр. 34) инструкции по эксплуатации приведен перечень принадлежностей с указанием каталожных номеров производителя, которые могут использоваться с оборудованием. При этом данный перечень является закрытым.
Рис.1:
Рис.2:
Рис.3:
Таким образом, заказчик, установив в описании объекта закупки требование о поставке шприцов для системы инъекции контрастного вещества и магистралей к ним с характеристиками "Шприц ZY 6322" и "Магистраль ZY5151" действовал в рамках законодательства о контрактной системе.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) в письме от 05.02.2016 N 09-С-571-1414 указывает, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования, и совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
Кроме того, в письмах от 10.01.2020, 25.02.2020, 11.01.2021, 16.04.2021 производитель перечисляет медицинские изделия совместимые с производимым им оборудованием, дополнительно указывая, что медицинские изделия производства других производителей не проходили испытаний на совместимость с инъекционными системами данного производителя. В связи с этим компания "Байер" не может подтвердить совместимость медицинских изделий других производителей.
Более того, согласно информации от Заказчика, оборудование, имеющееся у заказчика находится на гарантийном обслуживании и согласно информации производителя гарантийные обязательства АО "Байер" имеют силу при соблюдении правил, одно из которых гласит: "использование с Инъекционной системой расходных материалов, совместимость которых подтверждена испытаниями компании производителя Инъекционной системы". В связи с этим приобретение принадлежностей, не предусмотренных производителем лишит заказчика такого инструмента защиты своих интересов как гарантия производителя.
На довод заявителя о том, что компания АО "Байер" не сможет отказаться от исполнения своих гарантийных обязательств в отношении оборудования при условии, что заказчик приобретет принадлежности в нарушение инструкции по эксплуатации считаем несостоятельным так как заявитель не может гарантировать именно такое поведение компании АО "Байер". А принуждение АО "Байер" к исполнению гарантийных обязательств через судебное разбирательство может занять продолжительное время, в течение которых заказчик как медицинская организация не сможет оказывать некоторые медицинские услуги, необходимые для диагностики и лечения пациентов. Более того частью 2 статьи 476 ГК РФ установлено, что продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром.
Учитывая, что заказчик является учреждением здравоохранения, его основной деятельностью является оказание различных видов и форм медицинской помощи. Основываясь на положениях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", в частности статьях 5, 6, 9, 10 закона, заказчик обязан принять все необходимые меры для исполнения требований данного закона и недопущению причинения какого либо вреда пациентам. При выходе из строя оборудования во время медицинского вмешательства, возможно причинение вреда здоровью пациента, так как такие вмешательства осуществляются путем подачи под высоким давлением контрастных веществ в кровеносные сосуды пациента. В таком случае, производитель оборудования будет иметь основания для перекладывания ответственности за причинения вреда здоровью на медицинскую организацию и медицинского работника, осуществлявшим медицинское вмешательство с нарушением требования инструкции.
Довод Заявителя жалобы о том, что совместимость подтверждается Росздравнадзором путем выдачи регистрационного удостоверения Комиссия Управления также считает несостоятельным в связи с тем, что в регистрационном удостоверении нет информации о том, что принадлежности производства компании "Шеньжень" совместимы с инъекционной системой MEDRAD Salient, а значит такой информации нет в заявке участника.
Дополнительно, Комиссия Управления сообщает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО "СибМК" (ИНН 7017247520 ОГРН: 1097017016535) от 19.04.2021 N3294-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СибМК" (ИНН 7017247520 ОГРН: 1097017016535) от 19.04.2021 N3294-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская городская больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий к системе инъекции контрастного вещества (извещение N 0387200031021000071) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Сафонов С.И.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 апреля 2021 г. N 086/06/33-671/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021