Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "НПФ "Регулятор"" на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту Рижского проспекта (на участке от ул. Юбилейной до ул. Балтийской) в городе Пскове (номер извещения: 0157300025221000107), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.03.2021 Заказчиком объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по ремонту Рижского проспекта (на участке от ул. Юбилейной до ул. Балтийской) в городе Пскове (номер извещения: 0157300025221000107).
Извещение N 0157300025221000107 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30.03.2021 14:41.
Начальная (максимальная) цена контракта - 117 451 427,64 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 21.04.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
19.04.2021 (вх. N365-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 23.04. 2021 года в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N365-з от 19.04.2021 г.).
1. Заказчиком неправомерно установлено требование, что предметом для оценки опыта выполнения работ учитываются только исполненные участником закупки контрактов (договоров), предметом которых является опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, сведения о таких контрактах, их исполнении должны быть включены в реестр контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом 223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Заказчиком незаконно установлен период, в который должны быть заключены и исполнены контракты прилагаемые участником закупки для получения оценок по нестоимостному критерию.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх. N 1318 от 21.04.2021 года и N01/-42 от 22.04.2021 года, в материалах дела):
1. Обозначенный показатель о наличии опыта по успешному выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, сведения о которых должны быть включены в реестр контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с 223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в полной мере соотносится с объектом закупки, поскольку объектом закупки в данном случае является выполнение работ по ремонту дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Псков".
2. Критерии оценки заявок и порядок оценки заявок участников закупки установлены в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1085.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 N1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
В силу п. 4 Постановления N 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Постановления N1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В конкурсной документации (номер извещения: 0157300025221000107) установлено, что предметом оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В качестве подтверждения опыта выполнения указанных выше работ, участник закупки предоставляет исполненные участником конкурса контракты (договора) по работам, сопоставимым по характеру и объему с предметом настоящего конкурса за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
При этом цена каждого контракта должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта объекта закупки.
Под сопоставимыми по характеру и объему предмету конкурса работами для оценки по данному показателю понимаются:
-работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Под контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд, зарегистрированный в Единой информационной системе в сфере закупок включеный в реестр контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом 223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", расположенной по адресу www.zakupki.gov.ru.
Комиссия изучив положение конкурсной документации, считает, что критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению объекта закупки только по государственным (муниципальным) контрактам нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам запроса предложений, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, а это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона о контрактной системе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N303-КГ16-12778).
Оценка опыта работы исходя из того, что наличие такого опыта может подтверждаться только на основании определенного вида документов (государственных, муниципальных контрактов), нарушает принцип обеспечения конкуренции, предполагая создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Исходя из вышеизложенного, первый довод Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование в отношении принятия, как опыт контракты только из ЕИС является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установивших в конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по Показателю N1.1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 и статью 8 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
В силу пункта 4 Постановления Правительства N 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Постановления Правительства N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Изучив конкурсную документацию (номер извещения: 0157300025221000107) Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 14.2 раздела 14 Инструкции для участников закупки предметом оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, цена контракта (договора) по которым составляет не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены контракта объекта закупки, за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, выраженный в количестве исполненных контрактов (договоров). Сведения о таких контрактах, их исполнении должны быть включены в реестр контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
В качестве подтверждения опыта выполнения указанных выше работ, участник закупки предоставляет квалификационную справку участника закупки. А также копии исполненных контрактов (договоров) и копии актов выполненных работ по таким контрактам (договорам).
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" определяется по следующей шкале оценки: при отсутствии контрактов (договоров) - 0 баллов, при исполнении от 1 до 3 контрактов (договоров) - 50 баллов, при исполнении от 4 и более контрактов (договоров) - 100 баллов. Максимальное количество баллов - 100.
В силу части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 14.1. "Инструкция для участников закупки" конкурсной документации (далее - Инструкция) рейтинг, присуждаемый заявке по критерию оценки "цена контракта" определяется по конкретной формуле и с начислением определенного количества баллов также по конкретной формуле.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом довод Заявителя о незаконном установлении периода, в который должны быть заключены и исполнены контракты прилагаемые участником закупки для получения оценок по нестоимостному критерию, не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
В связи с тем, что по делу N 060/06/54.3-207/2021 уже выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПФ "Регулятор"" частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 8 частей 1 статьи 54.3 и статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по делу N 060/06/54.3-207/2021 уже выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 28 апреля 2021 г. N 060/06/54.3-209/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021