Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ФГУП "Охрана" Росгвардии на действия аукционной комиссии электронного аукциона на оказание услуг охраны (номер извещения: 0357500000721000003), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02.04.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на оказание услуг охраны (номер извещения: 0357500000721000003).
Извещение N 0357500000721000003 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 02.04.2021 11:40.
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 134 188,80 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.04.2021 12:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
20.04.2021 (вх. N371-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 26.04.2021 года в 12 часов 30 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N371-з от 20.04.2021).
Комиссия Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе обязана была принять заявку победителя не соответствующую требования данного аукциона.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N 268 от 33.04.2021 года, в материалах дела):
Комиссия Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок на участие не учитывала требования подпункт "а" пункта 15 Информационной карты документации об аукционе.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п. п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
1.1. Согласно пункту 15 Информационной карты аукциона участниками закупки могут быть только федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану, созданные в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
При этом, в этом же пункте также установлены требования о том, что:
а) Участник закупки должен соответствовать требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 928-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации";
б) Участниками закупки могут быть только субъекты охранной деятельности, в чьей компетенции находится охрана объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, в соответствии с абзацем третьим статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
В пункте 17 Информационной карты аукциона установлено требование к содержанию заявки на участие в аукционе, в том числе во второй части участник должен приложить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в подпунктах "а" и "б" пункта 15 Информационной карты или копии таких документов.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2021 N0357500000721000003-3 вторая часть заявки ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации", северо-западный филиал (идентификационный номер - 183) и заявка ФГУП "Охрана" Росгвардии (идентификационный номер 221) признаны соответствующими требованиям документации о закупке.
Комиссия Псковского УФАС России, проанализировав заявки участников аукциона, установила, что никто из участников аукционе не приложил копии документов подтверждающих, требования пп. "а" и "б" пункта 15 Информационной карты аукциона.
Представители сторон при рассмотрении жалобы по существу также не смогли пояснить Комиссии, какие документы необходимо предоставить в качестве подтверждения соответствия требованиям документации об аукционе.
Более того, каким образом участник закупки может соответствовать перечню объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, представитель Заказчика также не пояснил.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Довод Заявителя, о том что ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (Северо-западный филиал) не соответствует требованиям документации об аукционе, в части отсутствия правовых оснований для оказания услуг по охране здания Заказчика, а именно отсутствия структурного подразделения на территории Псковской области для обеспечения контроля за личным составом, наличие дежурной части, наряда реагирования не находит своего подтверждения исходя из следующего.
Аукционная документация не содержит требования о предоставлении документов, подтверждающих наличии у участника закупки структурного подразделения на территории Псковской области для обеспечения контроля за личным составом, наличие дежурной части, наряда реагирования.
Таким образом, у аукционной комиссии отсутствуют правовые основания признания заявки участника закупки несоответствующей.
Более того, предоставленный Заявителем ответ от Управления Росгвардии по Псковской области (исх.N375/399 от 19.02.2021) не подтверждает факт отсутствия у ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (Северо-западный филиал) структурного подразделения на территории Псковской области для обеспечения контроля за личным составом, наличие дежурной части, наряда реагирования и не указывает на невозможность соблюдения данного требования Заказчика при исполнении контракта.
1.2. В соответствии с Приложением N1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N587 определен перечень объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность, в соответствии с которым здание Заказчика подлежит государственной охране.
К данным объектам относятся федеральные музеи, музеи заповедники и библиотеки, находящиеся в ведении Министерства культуры РФ.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.04.1999 N77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее -) ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
Таким образом, Законом о вневедомственной охране не установлено ограничение деятельности ведомственной охраны в части наличия права осуществления охранной деятельности исключительно в отношении объектов, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций.
С учетом изложенного, Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу, что в случае проведения отбора исполнителя по контракту на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N587, ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (Северо-западный филиал), созданное в соответствии с Законом о вневедомственной охране вправе принимать участие в такой закупке.
Следовательно, довод Заявителя об отсутствии у ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации", (Северо-западный филиал) правовых оснований для оказания услуг, являющихся предметом контракта, признан необоснованным.
2. В результате внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения:
2.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. К числу таких объектов относятся в том числе федеральные музеи, музеи-заповедники и библиотеки, находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, и архивы, находящиеся в ведении Федерального архивного агентства, природные заповедники.
Объектом закупки является оказание услуг по круглосуточной физической охране зданий и помещений Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Псково-Изборский объединённый музей-заповедник".
Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется Законом о вневедомственной охране.
Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание государственной ведомственной охраны, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N514 "Об организации ведомственной охраны", согласно которому в том числе Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право создавать ведомственную охрану.
Порядок организации деятельности ведомственной охраны определяется положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 5 Закона о вневедомственной охране).
Пунктом 15 Информационной карты аукциона Заказчик установил требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки должен соответствовать требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 928-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации".
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
С учетом изложенного, в извещении и документации об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГУП "Охрана" Росгвардии необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика) и внесение изменений в документацию об аукционе, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного расследования в отношении должностного лица, утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 29 апреля 2021 г. N 060/06/69-213/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021