Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель: заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
ГБУЗ "Тамбовская областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик) - <_>,
комитета государственного заказа Тамбовской области - <_>,
ООО "Трейд Лайн" (далее - Заявитель, Общество) - <_>,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Трейд Лайн" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная детская клиническая больница" при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий (шприцы) (извещение N 0164200003021001168) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 12.04.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N0164200003021001168 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (шприцы) (далее - Аукцион).
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовская областная детская клиническая больница".
Уполномоченный орган - комитет государственного заказа Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 575 530,00 руб.
ООО "Трейд Лайн", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. Заявитель указывает, что Заказчик проигнорировал требования ст. 23 Закона о контрактной системе при описании предмета закупки по позициям 1-3 Технического задания. Кроме того, Заявитель считает, что указание Заказчиком требования к типу шприца (3-х компонентный) существенно уменьшает количество участников данной закупки. При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, Обществом не представлены обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы ООО "Трейд Лайн" как участника закупки, в том числе, в части ограничения его участия в закупке.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил использования каталога предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, Правила использования каталога в безусловном порядке обязывают заказчиков использовать описание товара и его характеристики в случае их включения в позицию КТРУ закупаемого товара. Также указанные Правила допускают использование заказчиками дополнительной информации и характеристик сверх установленных в КТРУ, но с соблюдением требований ст. 33 Закона о контрактной системе и п.6 Правил использования каталога.
Согласно извещению о проведении Аукциона и положениям документации об Аукционе поставке подлежат медицинские изделия (шприцы) (код по КТРУ 32.50.13.110-00004568).
В приложении N2 к документации рассматриваемого аукциона Заказчиком приведены требования к товару (описание объекта закупки) (далее - Техническое задание).
Так, Заказчиком кроме характеристик товара, которые установлены каталогом для позиции 32.50.13.110-00004568, установлены дополнительные характеристики. При этом Заказчиком при описании объекта по позициям 1-3 Технического задания приведено обоснование использования таких характеристик:
"Тип шприца: 3-х компонентный с резиновой уплотнительной манжетой на поршне для плавности хода.
Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается знаком на упаковке latex free(для снижения риска возникновения аллергических реакций).
Шкала на цилиндре нанесена несмываемой краской (для предотвращения истирания шкалы до момента использования).
Шприцы должны иметь вторичную упаковку не более 100 штук (для удобства дальнейшего учета и распределения)".
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установленное Заказчиком обоснование применения дополнительных характеристик товара по позициям 1-3 Технического задания не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и пункту 6 Правил использования каталога.
Спорные показатели отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения (детская больница), исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Довод жалобы признается необоснованным.
2. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
Одной из основных задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не только обеспечение максимально широкого круга участников, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям, приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что обжалуемые им положения документации необоснованно создают одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Также заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов как участника закупки, а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный документацией об аукционе, с требуемыми Заказчиком характеристиками.
Анализ рынка показывает, что на сегодня существует не менее 6 производителей 3-х компонентных шприцев.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно протоколу от 21.04.2021 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0164200003021001168, на участие в закупке было подано 7 заявок, все заявки были допущены по первым частям, при чём ими были предложены спорные товары различных производителей. Снижение начальной (максимальной) цены контракта в ходе торгов составило - 30%.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Тамбовского УФАС России не установлен, а довод Заявителя об ограничении количества участников закупки не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Трейд Лайн" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Н.Н. Колодина
Члены комиссии Н.Е. Козлова
А.Э. Агаурова
Исп. Козлова Н.Е., тел. (8 4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 28 апреля 2021 г. N 068/06/23-378/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021