На основании приказа Пензенского УФАС России от 14.04.2021 N 42 "О проведении внеплановой проверки" инспекцией в составе:
- <К_>- начальника отдела контроля закупок, руководитель инспекции;
- <Х_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, участник инспекции;
- <М_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, участник инспекции.
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком - администрацией г. Каменки Каменского района Пензенской области при проведении аукциона в электронной форме "Приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Каменки Каменского района Пензенской области" (извещение N 0155300000321000005 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 10.03.2021).
Проверка начата 15.04.2021, окончена 28.04.2021.
Юридический адрес проверяемой организации:
Заказчик: администрация г. Каменки Каменского района Пензенской области: Советская ул., дом 107, г. Каменка, Пензенская область, 442247.
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило получение заявления <П_> (вход. N1591э от 08.04.2021) о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком - администрацией г. Каменки Каменского района Пензенской области при проведении аукциона в электронной форме "Приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Каменки Каменского района Пензенской области" (извещение N 0155300000321000005 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 10.03.2021).
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок по требованию такого органа документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.
Из обращения <П_> следует, что аукционной комиссией заказчика при рассмотрении заявок участников закупки по электронному аукциону неправомерно определен в качестве победителя - ИП <И_>, так как данный участник закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, что свидетельствует о нарушении пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Из представленных заказчиком, размещенных в открытом доступе в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru, ЕИС), а также полученных в рамках доступа антимонопольного органа к сервису Независимый регистратор документов в ходе настоящей внеплановой проверки установлено следующее.
10.03.2021 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155300000321000005, а также документация о проведении электронного аукциона "приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Каменки Каменского района Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 980 084,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Описание объекта закупки представлено в технической части документации (часть VI аукционной документации "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ").
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования к составу первой части заявки указаны в пункте 26 информационной карты документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.03.2021 для участия в закупке поданы 3 заявки участников, 2 из которых допущены к участию в аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Аналогичные требования установлены пунктом 26 информационной карты документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе определено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.03.2021 заявка ИП <И_> признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе. ИП <И_> признан победителем закупки.
Как следует из материалов внеплановой проверки ИП <И_> в составе заявки были представлены следующие документы:
1) конкретные показатели жилого помещения, предлагаемого к приобретению;
2) декларация о принадлежности к СМП;
3) копия паспорта <И_>;
4) выписка из ЕГРИП;
5) договор купли-продажи квартиры между <К_> и <М_>;
6) свидетельство о государственной регистрации права;
7) реквизиты банка;
8) технический паспорт;
9) копия паспорта <М_>, в том числе информация об ИНН, почтовом адресе, номере телефона, номере лицевого счета;
10) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе <М_>;
11) нотариальная доверенность выданная <И_> от <М_>.
Пунктом 1 статьи 182 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предусмотрено, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Согласно положениям пункта 4 статьи 3 и части 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо или любое физическое лицо, зарегистрированное в единой информационной системе и аккредитованное на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно письму ФАС России от 07.08.2019 N АК/68293/19 физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.
Как следует из представленных документов заявка на участие подана ИП <И_>, аккредитованным на электронной площадке.
Таким образом, в рассматриваемом случае, ИП <И_> в составе заявки были представлены документы, свидетельствующие о том, что данное лицо действует от имени и в интересах третьего лица, т.е. <М_>.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Как установлено Инспекцией Управления 02.04.2021 заказчиком и ИП <И_> заключен муниципальный контракт N 0155300000321000005, в преамбуле которого указано следующее: "Администрация города Каменки Каменского района Пензенской области, в лице главы администрации <М_>, действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем "Заказчик", с одной стороны, и ИП <И_> действующий от имени собственника жилого помещения <М_> на основании доверенности от 12.03.2021 N 58 АА 1572244, удостоверенной нотариусом города Каменки и Каменского района Пензенской области, зарегистрировано в реестре N 58/58-н/58-2021-2-309, именуемый в дальнейшем "Поставщик", с другой стороны, при совместном упоминании именуемые "Стороны", в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании результатов размещения муниципального заказа путем проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона N 0155300000321000005 от 22.03.2021.), ИКЗ 213580200462658020100100010026810412, заключили настоящий Муниципальный контракт о нижеследующем".
Согласно положениям пункта 4 статьи 3 и части 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе любое юридическое лицо или любое физическое лицо, зарегистрированное в единой информационной системе и аккредитованное на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с письмом Федерального казначейства Российской Федерации от 30.11.2020 N14-00-05/24558 функционал ЕИС реализован в соответствии с нормами действующего законодательства, возможность регистрации в едином реестре участников закупки (далее - ЕРУЗ) представителя участника, являющимся физическим лицом (не являющимся индивидуальным предпринимателем) не предусмотрена.
Согласно письму ФАС России от 20.02.20212 N ПИ/12688/21 в случае участия в закупке Собственника через своего Представителя, заявка на участие в закупке, подается Представителем от имени и в интересах Собственника, при этом непосредственное участие Собственника в закупке осуществляется через Представителя.
На основании вышеизложенного, с учетом указанной позиции Федерального казначейства Российской Федерации, ФАС России при анализе информации и документов, представленных участником закупки в составе заявки, Инспекцией Управления установлено, что действия муниципального заказчика - администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области не противоречат требованиям законодательства в сфере закупок и не свидетельствуют о нарушении требований Закона о контрактной системе.
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком - администрацией г. Каменки Каменского района Пензенской области при проведении аукциона в электронной форме "Приобретение жилых помещений (квартир) для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Каменки Каменского района Пензенской области" (извещение N 0155300000321000005 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 10.03.2021) нарушения не установлены.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 28 апреля 2021 г. N 058/06/99-372/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021