Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200005621000079 "Поставка изделий медицинского назначения", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Эндо-Мед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения".
Согласно доводам жалобы, в позициях 1 и 2 технической части документации об аукционе указаны характеристики товаров, которые соответствуют изделиям только одного производителя. При описании товара по позициям 1 и 2 установлены требования, изменяющие неизменяемые параметры КТРУ. Коды КТРУ, указанные в документации об аукционе не соответствуют кодам КТРУ в извещении.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 12 апреля 2021 года было размещено извещение N0304200005621000079 о проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения" с начальной (максимальной) ценой контракта - 10 394 070,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 20.04.2021 00:00; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 21.04.2021; дата проведения аукциона в электронной форме - 22.04.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно документации об аукционе предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения.
Согласно позиции 1 технического задания документации об аукционе поставке подлежит, в том числе, порт/катетер инфузионный/инъекционный, имплантируемый со следующими характеристиками: код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00006882.
Высота имплантируемой части, миллиметров: 9 и
11,5.
Диаметр катетера, миллиметров: 2 и
3.33.
Длина катетера, сантиметров: 44 и
55.
Назначение: для введения лекарственных средств и/или других препаратов.
Стерильное, имплантируемое на короткий или длительный срок, металлическое или пластиковое устройство с мембраной, соединенное с катетером, используется для введения лекарственных средств или других жидкостей в различные участки организма или сосуды. Устройство имплантируют подкожно, доставку лекарств и жидкостей осуществляют с помощью медицинского нагнетательного насоса (для лекарственных средств/жидкостей) или болюсной инъекции. Это устройство одноразового использования.
Дополнительные характеристики:
Размер катетера, Fr: не более 7; Длина катетера, см: не менее 55; Материал порта: Пластик; Высота порта, мм: не более 10; Дистальный конец катетера закрытый, имеет боковой трехпозиционный клапан: соответствие; Порт должен быть полностью МРТ-совместимый: соответствие; Катетер должен быть присоединяемый, рентгеноконтрастный, изготовленный из силикона: соответствие.
Согласно позиции 2 технического задания документации об аукционе поставке подлежит, в том числе, порт/катетер инфузионный/инъекционный, имплантируемый со следующими характеристиками: Код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00006882.
Высота имплантируемой части, миллиметров: 9 и
11,5.
Диаметр катетера, миллиметров: 2 и
3.33.
Длина катетера, сантиметров: 44 и
55.
Назначение: для введения лекарственных средств и/или других препаратов.
Стерильное, имплантируемое на короткий или длительный срок, металлическое или пластиковое устройство с мембраной, соединенное с катетером, используется для введения лекарственных средств или других жидкостей в различные участки организма или сосуды. Устройство имплантируют подкожно, доставку лекарств и жидкостей осуществляют с помощью медицинского нагнетательного насоса (для лекарственных средств/жидкостей) или болюсной инъекции. Это устройство одноразового использования.
Дополнительные характеристики:
Диаметр силиконовой мембраны порта, мм: не менее 13; Пальпаторные бугорки на поверхности силиконовой мембраны: наличие; Материал порта: пластик; Материал катетера: рентгеноконтрастный силикон; Внешний диаметр катетера, F: не более 8; Дистальный конец катетера закрытый, имеет боковой трехпозиционный клапан: соответствие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
В силу п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что в технической части документации об аукционе заказчиком использованы иные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров которые не предусмотрены позициями КТРУ, что в соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ обязывает заказчика включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации. При этом, обоснование необходимости использования дополнительной информации в документации об аукционе содержится.
Довод заявителя об установлении требований изменяющих неизменяемые характеристики КТРУ признается Комиссией необоснованным ввиду того, что дополнительная информация установлена в рамках параметров, определенных КТРУ, и обусловлена необходимостью определения соответствия приобретаемого товара, потребности заказчика.
Включение заказчиком в документацию об аукционе требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Исходя из разъяснений п.18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, то есть посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
Аналогичная позиция указана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2019 N Ф08-3495/2019 по делу N А63-6965/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2018 N Ф08-7132/2018 по делу N А63-16468/2017.
Совокупности установленных заказчиком характеристик приобретаемых товаров по позициям 1 и 2 технической части документации об аукционе соответствуют изделия одного производителя Bard Access Systems, (США), что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона. Ограничение конкуренции также подтверждается тем, что на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка, где участник закупки по позициям 1 и 2 предложил в своей заявке исключительно производство Bard Access Systems, (США).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемым товарам, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя относительно установления заказчиком требований к закупаемым изделиям по позициям 1 и 2 технической части документации об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, признается обоснованным.
Согласно доводу заявителя коды КТРУ, указанные в документации об аукционе не соответствуют кодам КТРУ в извещении о проведении закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе информацию об описании объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В документации об аукционе, утвержденной заказчиком, при описании объекта закупки указаны коды КТРУ:
32.50.13.190-00006882 "Порт/катетер инфузионный/инъекционный, имплантируемый",
32.50.13.190-00007342 "Набор для внутривенных вливаний с иглой Губера",
32.50.13.110-00005222 "Катетер венозный центральный периферический вводимый",
32.50.13.190-00007031 "Фиксатор чрескожного катетера/трубки, стерильный".
В извещении о проведении электронного аукциона, при указании информации об объекте закупки, вместо кода 32.50.13.110-00005222 "Катетер венозный центральный периферический вводимый" указан код КТРУ 32.50.13.190-05222 "Окклюдер кардиологический (для закрытия открытого артериального потока ОАП (однодисковое устройство))", что не соответствует сведениям документации об аукционе, и нарушает положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В документации об аукционе заказчиком установлено требование, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Между тем, документация об аукционе не содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в том числе, в части правил указания максимальных, минимальных значений показателей товаров, а также значений показателей, которые не могут изменяться, что не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Эндо-Мед" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 апреля 2021 г. N 007/06/64-448/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021