Резолютивная часть решения оглашена 26.04.2021
В полном объеме решение изготовлено 29.04.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Габсатаровой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Территория" (далее - заявитель), в присутствии:
- представителя администрация Аргаяшского муниципального района (далее - заказчик) Вагапова Р.Ф., действующего на основании доверенности от 10.03.2021 N 1032,
- представителя администрация Аргаяшского муниципального района Абзалилова Ф.Р., действующего на основании доверенности от 10.03.2021 N 1033;
при участии посредством видеоконференц-связи представителя ООО "Территория" Соловьева П.Е., действующего на основании доверенности от 03.08.2020 N 1,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 20.04.2021 поступила жалоба ООО "Территория" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на описание местоположения границ населенных пунктов Аргаяшского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300010321000206) (далее - аукцион) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 12.04.2021 администрация Аргаяшского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 570 376 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 20.04.2021 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Территория" контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. В проекте контракта и Техническом задании объект закупки указан в разных формулировках.
2. Техническое задание на выполнение работ составлено на основании документа утратившего силу.
3. В пункте 5 раздела IV, пункте 7 раздела VI Технического задания, размещенного в составе аукционной документации, установлено незаконное требование по разделу земельных участков, напрямую затрагивающее интересы третьих лиц - владельцев земельных участков. Также, не определено количество земельных участков, которые необходимо разделить, в случае, если собственником таких земельных участков является сам заказчик.
4. Пунктом 7 раздела IV, пунктом 13 раздела VI Технического задания на исполнителя незаконно возложены обязательства по направлению документов в Росреестр.
5. Заказчик в качестве материалов, предоставляемых по результатам работ незаконно требует Уведомление от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области о внесении сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН.
6. Пункт 2 раздела VIII Технического задания сформулирован в редакции не соответствующей статье 733 Гражданского кодекс Российской Федерации.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя частично согласились.
При этом на заседании Комиссии указали о том, что в ЕГРН фактически содержатся сведения о границах земельных участков, пересекающих границы населенных пунктов, установленные в генеральных планах сельских поселений, необходимо провести именно раздел данных участков, а не изменение границ населенного пункта в генеральном плане. Участки, пересекающие границы населенных пунктов, являются, в подавляющем числе случаев, участки, занимаемые линейными объектами. Постановка границ данных участков на кадастровый учет производилась органами Росреестра без учета границ населенных пунктов, установленных в генеральных планах поселений, что и привело к пересечениям.
Заказчик поясняет, что правовые вопросы по разделу участков (утверждение схем, согласование раздела с арендаторами или собственниками, внесение изменений в ЕГРН) будет решать администрация Аргаяшского муниципального района.
Более того, заказчик считает, что работы по подготовке схем расположения земельных участков, которые необходимо разделить для внесения сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН, должна проводиться организацией, заключившей муниципальный контракт на описание границ населенных пунктов.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части описания объекта закупки.
Так, описание объекта закупки, изложенное в документации об аукционе, в том числе в проекте контракта, должно содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Предметом рассматриваемой закупки является описание местоположения границ населенных пунктов Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
Наименование и описание объекта закупки содержится в техническом задании аукционной документации, а также в проекте контракта.
В пункте 4.2 проекте контракта и разделе 7 Технического задания указано, что по окончании выполнения работ исполнитель передает заказчику:
- описание местоположения границ населенных пунктов - 2 экземпляра на каждый населенный пункт в электроном и бумажном виде. Описание местоположения границ населенного пункта должно состоять из текстовой и графической части, подготовленной в установленном порядке;
- документы и сведения, предназначенные для внесения сведений о границах населенного пункта в ЕГРН на электронном носителе - 1 экземпляр на каждый населенный пункт. Планово-картографические материалы (далее-карта (план) с нанесенными границами населенного пункта, подготавливается в электронном виде, векторные данные в формате (.idf, .mif, .tab) и продублированы растровыми изображениями в формате (.pdf, .tif, .jpeg) с разрешением 300 dpi в масштабах оригиналов, а так же на бумажном носителе в масштабе 1:2000;
-уведомление от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области о внесении сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости.
В разделе 4 Технического задания указан перечень работ, который исполнитель обязан выполнить. Так, согласно пункту 5 указанного раздела исполнитель, в случае необходимости должен подготовить пакет документов для последующего раздела земельных участков при пересечении границы населенных пунктов с указанными земельными участками. Прохождение процедуры раздела земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 утверждены формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории (далее - Приказ N 650).
Таким образом, в Приказе N 650 определены требования к форме графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения.
При этом из Приказа N 650 не следует, что такие работы как подготовка документов для раздела земельных участков, прохождение процедуры раздела земельного участка.
Таким образом, работы, указание в пункте 5 раздела 4 Технического задания аукционной документации, не входят в число работ по описанию границ населенных пунктов, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о нарушении пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, из Приказа N 650 не следует, что такие работы как внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов, включая получение уведомления от Управления Росреестра по Челябинской области, входят в число работ по описанию границ населенных пунктов.
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьи 11.4, пункта 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, пункта 7 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N1532 следует, что раздел земельного участка, утверждение или изменение генерального плана, в ходе которого осуществляется установление или изменение границ населенных пунктов, направление в орган регистрации прав документов для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении или изменении границ населенных пунктов относится исключительно к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Исходя из указанных норм следует, что раздел земельного участка, согласование границ населенных пунктов, утверждение или изменение генерального плана, в ходе которого осуществляется установление или изменение границ населенных пунктов, направление в орган регистрации прав документов для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении или изменении границ населенных пунктов относится исключительно к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
При этом согласно позиции ФГБУ "ФКП Росреестра", изложенной в письме от 25.11.2019 N 11-2946-МС, действующим законодательством, регулирующим вопрос внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах реестра границ, не предусмотрена возможность заверения документов, предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии со статьей 32 Закона о регистрации, усиленной квалифицированной электронной подписью иного лица, действующего на основании доверенности, выданной ему органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение (акт) об установлении границы объекта реестра границ.
Таким образом, указание в техническом задании аукционной документации, а также в проекте контракта работ, не входящих в число работ по описанию границ населенных пунктов и относятся исключительно к компетенции органов местного самоуправления, и свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о нарушении пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, работы, указание в пункте 5 раздела IV, пункте 7 раздела VI, пункте 7 раздела VI, пункте 13 раздела VI Технического задания, размещенного в составе аукционной документации, а также в пункте 4.2 проекта контракта, не входят в число работ по описанию местоположения границ населенных пунктов и относятся исключительно к компетенции органов местного самоуправления, и свидетельствуют о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о нарушении пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
При этом в документации о закупке не определен объем работ в части количества земельных участков, подлежащих разделу, в том числе предмет контракт определен как описание и внесение в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов без указания обязанности осуществлять раздел земельных участков, что также не позволяет сделать вывод о согласованности предмета контракта, что нарушает пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В разделе 2 "Нормативная правовая база для проведения работ" Технического задания, размещенного в составе аукционной документации, указан Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2018 N 236 "Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон", который согласно Приказу N 650 утратил силу 17.02.2019.
Таким образом, заказчиком установлен нормативно-правовой акт утративший силу.
3. Согласно доводам заявителя, пункт 2 раздела VIII Технического задания сформулирован в редакции не соответствующей статье 733 Гражданского кодекс Российской Федерации.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что указанная обществом норма права регулирует обязанности исполнителей в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, в связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России относится к указанному доводу критически.
4. По мнению заявителя, в проекте контракта и Техническом задании объект закупки указан в разных формулировках.
Так, в разделе 1 Технического задания указано, что: "Описание объекта - выполнение работ по описанию местоположения границ населенных пунктов, результатом которых является внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов Аргаяшского муниципального района".
Пункт 1.1 проекта контракта устанавливает, что: "_исполнитель обязуется оказать услуги по описанию местоположения границ населенных пунктов Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее - Услуга) в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Наименование и описание объекта закупки содержится в техническом задании аукционной документации, а также в проекте контракта со ссылкой на техническое задание, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что в данном случае противоречий в формулировках не имеется.
С учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы, Комиссия считает целесообразным вынести предписание об отмене аукциона.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Территория" на действия заказчика обоснованными, за исключением доводов в части формулировки пункта 2 раздела VIII Технического задания и противоречий в формулировке описания объекта закупки в техническом задании и проекте контракта.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Габсатарова
Е.Н. Сарсенбаева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "заказчикам"-"реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 апреля 2021 г. N 074/06/105-1102/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021