Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - Гирфановой Д.Д. (доверенность от 06.08.2020 г. N77), Нигматзянова М.Д. (доверенность от 22.04.2021 г. N23), Панковой З.В. (доверенность от 05.08.2020 г. N105), в отсутствии представителей заявителя ООО Санаторий "Голубые Ели", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО Санаторий "Голубые Ели" (вх. N5409 от 19.04.2021 г.), перенаправленную по подведомственности из ФАС России на действия заказчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан при проведении закупки N0211100000121000078 на предмет: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (детей-инвалидов), в организации (в учреждении), оказывающей санаторно-курортные услуги по профилям лечения: заболевания по Классу IX МКБ-10 "Болезни системы кровообращения", по Классу VII МКБ-10 "Болезни глаза и его придаточного аппарата", по Классу X МКБ-10 "Болезни органов дыхания", по Классу XII МКБ-10 "Болезни кожи и подкожной клетчатки", по Классу XIII МКБ-10 "Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани"",
УСТАНОВИЛА
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0211100000121000078 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 31.03.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 831 010,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, в действиях заказчика при проведении закупки содержатся нарушения норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия 40%;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
-качественные характеристики объекта закупки - значимость критерия 10%;
- квалификация участника закупки, в том числе наличие у него опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации- значимость критерия 50%.
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, составляет 100 процентов.
Нестоимостные критерии оценки, в том числе подкритерий "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
|
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев показатель "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" приходит к выводу, что установленный заказчиком критерий и порядок оценки являются неправомерными, приводят к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, а также не позволяют выявить наилучшее предложение условий исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что услуги по санаторно-курортному лечению являются сопоставимыми вне зависимости от цены контракта.
Заказчиком оценивается суммарная стоимость оказанных участником закупки санаторно-курортных услуг в рамках контрактов и/или договоров с ценой контракта и/или договора не менее 3 000 000,00 рублей с оказанием в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г.
В рассматриваемом случае, потенциальный участник закупки мог иметь в наличии заключенные (исполненные) контракты на оказание аналогичных услуг на меньшую сумму, то есть мог оказывать услуги, являющиеся предметом данной закупки в рамках нескольких договоров одному и тому же лицу, либо нескольким лицам.
Следовательно, участник закупки, имеющий опыт по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению способен оказать указанные в закупке услуги и работы вне зависимости от цены одного контракта.
Кроме того, начальная цена контракта в рассматриваемой закупке составляет 2 831 010,00 рублей, тогда как заказчик оценивает контракты/договора с ценой контракта и/или договора не менее 3 000 000,00 рублей (больше чем НМЦК), что является несоразмерным.
В целях применения Закона о контрактной системе, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя проводимой закупки.
В этой связи, в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых закупочной комиссией в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения контракта по результатам проведенной закупки.
Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны заказчиков, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.
Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
При этом в силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со статьями 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Руководствуясь изложенным, Комиссия приходит к выводу, что установление в закупочной документации критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 Бюджетного кодекса, поскольку не позволяет дать достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.
В документации заказчику необходимо устанавливать такие критерии оценки заявок участников, не ограничивающие участников закупки.
Например, по аналогии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 о наличии опыта исполнения одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на оказание услуг по санаторно-курортному лечению. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В рассматриваемом случае документация содержит неправомерный порядок оценки, не позволяющий выявить лучшие условия исполнения контракта с соблюдением требований статьи 32 и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Учитывая изложенное, действия заказчика по установлению ненадлежащих критериев оценки заявок на участие в закупке нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО Санаторий "Голубые Ели" (вх. N5409 от 19.04.2021 г.), перенаправленную по подведомственности из ФАС России на действия заказчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан при проведении закупки N0211100000121000078 на предмет: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (детей-инвалидов), в организации (в учреждении), оказывающей санаторно-курортные услуги по профилям лечения: заболевания по Классу IX МКБ-10 "Болезни системы кровообращения", по Классу VII МКБ-10 "Болезни глаза и его придаточного аппарата", по Классу X МКБ-10 "Болезни органов дыхания", по Классу XII МКБ-10 "Болезни кожи и подкожной клетчатки", по Классу XIII МКБ-10 "Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани"" обоснованной.
2. Признать заказчика Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан нарушившим требования статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать заказчику Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Акперова |
Исп.: Кучеева Алина Сергеевна,
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26 апреля 2020 г. N 016/06/54.3-670/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021