Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам.Председателя Комиссии:
Амировой В.Р. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора,
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста - эксперта,
в присутствии представителя заказчика Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" - Насыбуллина И.Р. (доверенность от 29.12.2020 г. N140), в отсутствие представителей заявителя ООО "Вектор" о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО "Вектор" (вх. N5721/ж от 23.04.2021 г.) на действия заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" при проведении закупки N0311100007221000029 на предмет: "Нанесение горизонтальной дорожной разметки и шумовых полос на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар км 12+900 - км 15+042,т км 15+045 - км 19+108, М-7 "Волга" км 573+790 - км 735+660, А-151 Цивильск - Ульяновск км 0+000 - км 122+805 в Чувашской Республике, Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар км 19+008 - км 87+152, км 94+600 - км 135+087, обход г. Йошкар-Ола км 18+400 - км 47+965 в Республике Марий Эл",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100007221000029 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 29.03.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 190 625 941,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного конкурса приходит к следующим выводам.
Относительно доводов заявителя о неправомерности оценки опыта выполнения работ в качестве генерального подрядчика и оценки контрактов по предмету проводимой закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии, а именно:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу NА53-1094/2018.
Пунктом 25 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости таких критериев, порядок расчёта рейтинга заявки на основании указанных критериев.
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок по следующей системе:
В отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливается следующий показатель:
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (величина значимости показателя 100%, коэффициент значимости показателя - 1).
Оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки и шумовых полос на участках автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (данные работы должны быть поименованы в предмете контракта).
При оценке предложений участника закупки учитывается опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе по контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (оцениваются только исполненные контракты (договоры)).
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта выполнения работ, сопоставимых по характеру и объему предмету настоящего конкурса.
Сведения об опыте выполнения работ предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной формой (Приложение N 6 к Конкурсной документации) и подтверждаются представлением копий следующих документов:
- исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и/или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также дополнительных соглашений к контрактам (договорам) в части изменения сроков и стоимости выполнения работ (при наличии);
- актов выполненных работ и/или иных документов, предусмотренных контрактами (договорами), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненных контрактов (договоров). Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
1. Согласно пояснениям Заказчика относительно учета при установлении оценки опыта выполнения работ в качестве генерального подрядчика Заказчик руководствовался следующим.
Гражданско-правовые договоры, заключенные вне рамок настоящих законов, субподрядные договоры не могут дать объективную информацию об опыте Подрядчика, и в рамках ограниченного времени рассмотрения заявок конкурсная комиссия не может получить информацию о достоверности таких договоров.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N257-ФЗ" владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N928 автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Закрепление автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в перечень, на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, а также изъятие таких автомобильных дорог из оперативного управления указанных учреждений осуществляются Федеральным дорожным агентством.
Ч. 2 ст. 17 Закона N257-ФЗ установлено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" закреплено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Принимая во внимание, что объектом закупки является выполнение работ, связанных с содержанием автомобильных дорог, содержание проводится владельцами автомобильных дорог (исполнительными органами государственной власти, местной администрацией) за счет средств бюджета бюджетной системы РФ, соответственно с применением Закона о контрактной системе или Закона о закупках.
Учет опыта выполнения работ в качестве генерального подрядчика, позволяет Заказчику и конкурсной комиссии, с учетом информации, размещенной в ЕИС, фактически убедиться в квалификации участника конкурса, а также в том, что участник конкурса действительно представил те договоры/контракты, выполнение работ по которым было успешным, что также позволяет выявить лиц, обладающих максимальным уровнем квалификации.
2. Согласно пояснениям Заказчика оценка показателя на основании исполненных контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки и шумовых полос на участках автомобильных дорогах общего пользования обусловливалась следующим.
Предметом рассматриваемой закупки является нанесение горизонтальной дорожной разметки и шумовых полос на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар км 12+900 - км 15+042, км 15+045 - км 19+108, М-7 "Волга" км 573+790 - км 735+660, А-151 Цивильск - Ульяновск км 0+000 - км 122+805 в Чувашской Республике, Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар км 19+008 - км 87+152, км 94+600 - км 135+087, обход г. Йошкар-Ола км 18+400 - км 47+965 в Республике Марий Эл.
Предметом контракта установлено, что Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки и шумовых полос на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с Письмом от 11.12.2014 года Министерства экономического развития Российской Федерации N31047-ЕЕ/Д28и, Федеральной антимонопольной службы NАЦ/50997/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Письмом Минфина России от 17.04.2020 года N24-05-05/30961 в случае установления в конкурсной документации показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
С учетом изложенного, Заказчик при установлении критерия руководствовался предметом проводимой закупки.
Указанный показатель критерия оценки опыта участников торгов был определен заказчиком в целях выбора наиболее квалифицированного исполнителя работ, учитывая, что действующее законодательство предоставляет заказчикам право самостоятельно определять требования к товарам (работам, услугам), исходя из существующих нужд и потребностей.
Основная функция установленного критерия оценки была заключена в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать его потребностям в качественном и своевременном выполнении работ.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные заказчиком нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.
Кроме того, заявитель на заседание Комиссии Татарстанского УФАС России не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, не представил.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя не подтверждены и признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя ООО "Вектор" (вх. N5721/ж от 23.04.2021 г.) на действия заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" при проведении закупки N0311100007221000029 на предмет: "Нанесение горизонтальной дорожной разметки и шумовых полос на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар км 12+900 - км 15+042,т км 15+045 - км 19+108, М-7 "Волга" км 573+790 - км 735+660, А-151 Цивильск - Ульяновск км 0+000 - км 122+805 в Чувашской Республике, Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар км 19+008 - км 87+152, км 94+600 - км 135+087, обход г. Йошкар-Ола км 18+400 - км 47+965 в Республике Марий Эл" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии: |
В.Р.Амирова |
Члены Комиссии: |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А.
8(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 29 апреля 2021 г. N 016/06/54.3-703/2021 (ключевые темы: участники закупок - автомобильные дороги общего пользования - государственные и муниципальные нужды - критерии оценки - дорожная разметка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021