Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Морской ординар" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Славянская ЦРБ" МЗ КК (далее - Заказчик) при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях" (извещение N 0818500000821001759) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях" (извещение N 0818500000821001759).
Заказчик - ГБУЗ "Славянская ЦРБ" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 524 186,17 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены требования:
2 |
Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый |
32.50.13.190-00007203 |
шт. |
100 |
Назначение |
Проведение интервенции через лучевую артерию |
Показатель влияет на хирургическую технику |
Материал интродьюсера |
Рентгенконтрастный пластик |
Материал позволяет обеспечить рентгеноконтрастность инструмента |
|||||
Диаметр интродьюсера, френч |
6 |
Данный показатель опредляет совместимость с другими инструментами при проведении процедуры |
|||||
Длина интродьюсера, см |
не менее 11 |
Наличие нескольких длин даёт возможность выбора оптимальной длины в зависимости от анатомии сосудов |
|||||
Диаметр минипроводника, дюйм * |
0,018 и 0,021 |
Показатель определяет совместимость с другими инструментами, применяемыми при вмешательстве и влияет на хирургическую технику |
|||||
Длина минипроводника для интродьюсеров длиной 11 см . |
не менее 45 |
Показатель определяет совместимость с другими инструментами, применяемыми при вмешательстве и влияет на хирургическую технику |
|||||
Гидрофильное покрытие интродюсера |
Наличие |
Обеспечивает легкость введения инструмента |
|||||
Игла пункционная диаметром, G |
не менее 21 не более 22 |
Дополнительное требование. Определяет совместимость с мини-проводником по диаметру. |
|||||
Длина иглы, мм |
не менее 30 не более 50 |
Дополнительное требование. Определяет совместимость с другими инструментами и выбор операционной техники. Указанная длина иглы обеспечивает контролируемое введение мини-проводника при трансрадиальном доступе. |
То есть, Заказчик в одном из параметров указывает длину интродьюсера не менее 11 см, а в другом конкретно 11 см, что вводит в заблуждение участников закупки.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены требования:
34 |
Стент-графт эндоваскулярный для коронарной артерии |
32.50.22.190-00005156 |
шт. |
2 |
Стерильное нерассасывающееся трубчатое изделие, предназначенное для имплантации в коронарные артерии и для размещения на аортокоронарных сосудистых шунтах для увеличения диаметра просвета и блокирования эмболизирующих частиц. Это сетчатая структура, изготавливаемая из металла (нержавеющей стали), которая покрыта внешней трубчатой оболочкой. Изделие вводится и продвигается к месту имплантации с помощью баллонного катетера, который обеспечивает расширение устройства при накачивании баллона. |
соответствие |
Соответствует описанию КТРУ |
Предназначен для применения в коронарных артериях при перфорациях-соответствие |
соответствие |
Параметр соответствует клинической потребности |
|||||
Диаметр совместимого проводника, дюйм. |
не менее 0,014 |
Параметр определяет совместимость устройства с другими устройствами |
|||||
Давление разрыва, атм. |
не менее 15 |
Параметр определяет максимальное давление стент-графта |
|||||
Номинальное давление, атм. |
не менее 7 |
|
|||||
Диаметр, мм |
2,5 ; 3,0 ; 3,5 ; 4,0 ; 4,5 ;5,0 * |
Соответствует диаметру коронарных артерий. |
|||||
Длина, мм |
15; 20; 26 * |
Обеспечивает герметизацию места повреждения (разрыва) коронарной артерии. |
|||||
Материал |
кобальт-хромовый сплав |
|
|||||
Конструкция |
однослойная |
|
|||||
Покрытие |
полиуретановой мембраной |
|
|||||
Немедикаментозное покрытие |
аморфный карбид кремния |
|
|||||
Стент на баллонном катетере |
соответствие |
|
|||||
Диаметр баллона соответствует диаметру стента |
соответствие |
|
|||||
Система доставки |
монорельсовая |
|
Заявитель считает, что совокупность вышеуказанных требований соответствует единственному производителю - PK Papyrus производства "Биотроник АГ", Швейцария.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, в силу пункта 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком при Описании объекта закупки по позиции 34 использован КТРУ 32.50.22.190-00005156. В соответствии с данной позицией КТРУ обязательные характеристики товара не установлены.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком были введены в описание объекта закупки уникальные технические характеристики.
В подтверждение своих доводов Заявителем представлена информация с официального сайта производителя, и сравнительная таблица изделий различных производителей стент-графтов.
При этом, Заказчиком не представлено документального подтверждения соответствия характеристик закупаемого товара нескольких производителей.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены требования:
58 |
Бифуркационный стент c лекарственным покрытием |
32.50.13.190 |
шт |
2 |
Бифуркационный коронарный стент |
Соотвествие |
являются методом выбора при коррекции стенозов в коронарных артериях в зоне отхождения крупных боковых ветвей. |
Полимерное покрытие |
бидеградируемое |
Обеспечивает плавность выравнивания и точность фиксации |
|||||
Толщина полимерного покрытия , микр. |
не менее 10 |
Позволяет избежать риск отторжений органов. |
|||||
лекарственное вещество |
сиролимус |
Сиролимус обеспечивает эффективное подавление местной воспалительной реакции и пролиферации гладкомышечных клеток в ответ на имплантацию металлического стента, предотвращая рестеноз в зоне имплантации стента. |
|||||
Материал платформы стента изготовлен |
кобальт-хромового сплава |
Один из прочнейших вариантов материала для создания восстанавливающих структур, отлично выдерживает изгиб, скручивание, давление. |
|||||
Толщина стенок , мм. |
не более 0,07 |
Параметр толщины стенки стента влияет на гибкость стента и доставляемость стента через извитые участки артерий, устойчивость стента к радиальному сжатию, снижение частоты тромбоза стента и рестеноза, скорость эндотелизации имплантированного стента. |
|||||
Доза лекарственного вещества , мг/мм |
не более 1.0 |
Оптимальное содержание лекарственного средства в покрытии стента обеспечивает эффективное ингибирование рестенозов при малой вероятности побочных эффектов, связанных с препаратом |
|||||
Время биодеградации полимера с одновременным равномерным выделением лекарства , недель. |
не менее 8 |
Позволяет снизить риск рестеноза, благодоря длительному периоду выделения вещества |
|||||
Тип системы доставки |
Монорельсовая |
ограничивает до минимума негативные последствия процедуры, защищая устье боковой ветви от травмирования |
|||||
Покрытие катетера |
гидрофильное |
Исключает трения во время проведения манипуляций. |
|||||
Дизайн стента |
дистальный и проксимальный диаметр системы, с двумя большими боковыми ячейками |
Позволяет снизить риски к нулю при проведение сложных манипуляций. |
|||||
Один профилированный баллон |
Наличие |
Обеспечивает сужение дистальной части баллона по отношению к проксимальной, анатомически оптимально размерам сосудов в местах бифуркаций |
|||||
Наличие маркеров позволяет точное позиционирование стента в зоне бифуркации |
Три рентгенконтрастных платиновых маркера |
Обеспечивает точность процедуры имплантации благодаря трем рентгеноконтрастным маркерам. |
|||||
Совместимость с проводником , дюйм. |
не менее 0,014 |
Показатель определяет совместимость с другим инструментом, используемым для коронарной ангиопластики. |
|||||
Номинальное давление,атм. |
не более 10 |
Минимальное давление, обеспечивающее эффективную дилятацию стенозированного участка коронарной артерии. Минимальное значение данного показателя обеспечивает быстрое достижение баллоном своего номинального размера и быстрое сдувание баллона, тем самым минимизируя время баллонной окклюзии. Минимальное значение данного показателя обеспечивает снижение степени воздействия на сосудистую стенку, и, следовательно, эластического возврата, чем улучшает конечный результат процедуры. |
|||||
Давление разрыва,атм. |
не более 16 |
Максимальное давление, обеспечивающее безопасную дилятацию стенозированного участка коронарной артерии. Минимальное значение данного показателя обеспечивает снижение степени воздействия на сосудистую стенку, и, следовательно, эластического возврата, чем улучшает конечный результат процедуры. |
|||||
Ферромагнетизм |
Отсутствует (безопасен для МРТ исследований) |
|
|||||
Номинальный диаметр системы стентов: |
|
||||||
дистальный , мм. |
не менее 3 не более 3,2 |
|
|||||
проксимальный , мм . |
не менее 3,75 |
|
Заявитель считает, что совокупность вышеуказанных требований соответствует единственному производителю - Bioss Lim C производства Balton Sp. z o.o, Польша.
В подтверждение своих доводов Заявителем представлена информация с официального сайта производителя.
При этом, Заказчиком не представлено документального подтверждения соответствия характеристик закупаемого товара нескольких производителей.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены требования:
62 |
Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство |
32.50.13.190-02453 |
шт. |
2 |
Номинальный диаметр стента, мм |
более 2,25 не более 2,5 |
Соответствует описанию КТРУ |
Длина стента, мм |
более 19 не более 20 |
Соответствует описанию КТРУ |
|||||
Лекарственное покрытие |
зотаролимус или эверолимус или биолимус А9 |
Соответствует описанию КТРУ .Дополнительное требование. Указанные препараты являются современными, высокоактивными производными сиролимуса, имеют более широкое терапевтическое окно, высокую липофильность и, соответственно, скорость накопления с тканях, а также доказанное превосходство над сиролимусом по профилю эффективности и безопасности, в частности, у больных с острым коронарным синдромом. |
|||||
Номинальное давление , атм. |
не менее 9 не более 11 |
Показатель определяет давление , при котором стент раскрывается до номинального диаметра. Давление от 9 до 11 достаточно для достижения номинального размера стента при высокой ригидности стенозов. |
|||||
Предельное давление разрыва , атм. |
не более 18 |
Характеристика определяет безопасное давление раскрытия стента в ригидных кальцинированных стенозах. Ограничение давления " сверху" позволяет проконтролировать геометрию и размер стента при раскрытии и избежать риска разрыва аретрии в месте стентирования. |
|||||
Длина катетера, см. |
не менее 142 не более 144 |
Показатель определяет рабочую длину катетера, совместимаость с другими инструментами, применяемыми при ЧТКА и влияет на хирургическую технику |
|||||
Наружный диаметр проксимального шафта катетера системы доставки, френч . |
не менее 1,9 не более 2,1 |
Дополнительное требование. Указанный параметр обеспечивает хорошую проталкиваемость и эффективную доставку стента к месту стеноза за счет увеличенной проходимости через извитые участки, кальцинированные сегменты с критическим сужением. |
Заявитель считает, что совокупность вышеуказанных требований соответствует единственному производителю - Promus Premier производства Boston Scientific, США.
В подтверждение своих доводов Заявителем представлена информация с официального сайта производителя, и сравнительная таблица изделий различных производителей стентов.
При этом, Заказчиком не представлено документального подтверждения соответствия характеристик закупаемого товара нескольких производителей.
Согласно ч.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Таким образом, требования аукционной документации ограничивают количество Участников закупки, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Морской ординар" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Славянская ЦРБ" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному учреждению - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (отраслевой комиссии), Заказчику - ГБУЗ "Славянская ЦРБ" МЗ КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 апреля 2021 г. N 597/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2021