Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__..>,
Членов Комиссии:
<__..>;
<__..>,
рассмотрев жалобу ИП Рябов Алексей Александрович (ИНН: 504015417077) (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления организации закупок Администрации города Новый Уренгой (ИНН: 8904074184) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по устройству детской и спортивной площадок в мкр. Восточный (в районе д. 5/2)", начальная (максимальная) цена контракта - 39 435 059,90 рублей (извещение N 0190300010821000058) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии уполномоченного органа.
Заявитель считает, что аукционная комиссия уполномоченного органа неправомерно отказала в допуске к участию в аукционе при рассмотрении первых частей заявок.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении закупки, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 03.03.2021 14:27 (Мск+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 15.04.2021 08:00 (Мск+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 16.04.2021.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель в своей жалобе сообщил, что его заявка на участие в электронном аукционе была отклонена Заказчиком и Заявитель не смог принять участие в торгах. Заявителем была подана заявка на участие в аукционе, которая была отклонена Заказчиком согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.04.2021 ввиду "отсутствия указания на конкретные показатели товаров" и ввиду "неуказания наименования страны происхождения товаров".
По мнению Заявителя, согласно 44-ФЗ, участник торгов не обязан иметь товар на складе на момент участия в торгах. Также об этом сказано в Письме ФАС от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16. Заказчик же требует в данном случае указания точных, до миллиметра, указания размеров малых архитектурных форм, которые должны быть установлены в ходе работ, являющихся предметом торгов. Ввиду того, что данные изделия поставляются различными производителями, у которых отличается технологический процесс и, соответственно, конечные размеры изделий, указать точные характеристики до получения товара на склад невозможно без риска указать заведомо ложные данные. В связи с этим участником было дано согласие на выполнение работ в соответствии с документацией аукциона.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.04.2021 N 0190300010821000058-1-2 поданных на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, в порядке, установленном статьей 67 Закона о контрактной системе и приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки N 202747 (Заявитель).
Обоснование отказа в допуске участника закупки к участию в аукционе:
1) Содержание первой части заявки, представленной участником закупки и содержащей информацию о предлагаемых в рамках объекта закупки товарах, предусмотренных "Потребностью Заказчика_", не соответствует требованиям, установленным п.2 ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ:
- не указано наименование страны происхождения товаров;
- отсутствует указание на конкретные показатели товаров.
2) в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": непредоставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Федерального закона N 44-ФЗ, или предоставление недостоверной информации.
3) в соответствии с ч. 3.2. раздела "Инструкция по подготовке заявок на участие в электронном аукционе", с ч. 5.1. раздела "Рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе" Инструкции участникам электронного аукциона документации об электронном аукционе.
В разделе 3 Документации об электронном аукционе содержится инструкция по подготовке заявки на участие в аукционе. В ч.3.2 инструкции указаны требования к заявке и документам, входящим в состав заявки на участие в электронном аукционе, где в том числе установлено:
3.2.2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке, должны быть указаны в отношении индивидуально определенного товара, в строгом соответствии с его реальными функциональными характеристиками.
3.2.5. Непредставление необходимых информации и (или) документов в составе заявки, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике электронного аукциона, подавшего такую заявку, является основанием для отстранения участника электронного аукциона от участия в аукционе.
Следовательно, положения Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе указывают на необходимость предоставления участниками закупки конкретных показателей товара.
Вместе с тем Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что согласно разъяснениям ФАС России (письмо от 25.06.2020 N ИА/53616/20) с 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в заявке конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Указанное выше относится только к тем товарам, которые используются (потребляются) в процессе выполнения работ (оказания услуг).
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что в рассматриваемом случае осуществляется закупка соответствующих работ, так и непосредственно товара в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ.
Заявитель в жалобе сообщил, что Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь товар на момент подачи заявки. Также об этом сказано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16. Заказчик же требует в данном случае указания точных, до миллиметра, указания размеров малых архитектурных форм, которые должны быть установлены в ходе работ.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, Заказчику нужно учитывать при описании объекта закупки, какие показатели не сможет указать участник закупки. К ним ФАС России относит: химический или компонентный состав товара, показатели технологии производства, а также показатели, значения которых становятся известными при испытании товара.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что в документации об электронном аукционе отсутствуют требования, обязывающие участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки, а также отсутствуют требования к указанию химического или компонентного состава товара, показателей технологии производства, а также показателей, значения которых становятся известными при испытании товара.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что в первой части заявки Заявителя на участие в электронном аукционе отсутствуют конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, требованиями к товарам, поставляемым заказчику при выполнении работ. А именно отсутствуют характеристики поставляемого товара, который будет передаваться Заказчику по товарной накладной или акту передачи.
Таким образом, отсутствие в составе заявки Заявителя конкретных показателей поставляемого товара, предусмотренных документацией об электронном аукционе, является основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в аукционе в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки при рассмотрении первых частей заявок.
Довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Рябов Алексей Александрович (ИНН: 504015417077) на действия аукционной комиссии Управления организации закупок Администрации города Новый Уренгой (ИНН: 8904074184) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по устройству детской и спортивной площадок в мкр. Восточный (в районе д. 5/2)", начальная (максимальная) цена контракта 39 435 059,90 рублей (извещение N 0190300010821000058) необоснованной.
Председатель Комиссии: <__..>
Члены Комиссии: <__..>
<__..>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 апреля 2021 г. N 089/06/67-188/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021