Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (электрокардиографы), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003421001784),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 21.04.2021 поступила жалоба (вх.N 4019) ООО "Южно-Уральский центр снабжения" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (электрокардиографы),ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком проводится закупка на поставку электрокардиографа, заявитель изучив техническое задание документации об электронном аукционе установил, что совокупности предъявленных к поставляемому товару характеристик соответствует электрокардиограф единственного производителя производства ООО "Альтомедика". Излишняя конкретизация габаритных размеров (ДхШхВ), мм, не более 225х220х80 отсекает возможность участия поставщиков с аналогичным оборудованием других производителей, в том числе российских. При этом, легитимного технического обоснования необходимости предъявления спорных требований заказчиком не предоставлено. Все имеющиеся на рынке приборы являются малогабаритными и портативными. Кроме того, заявитель дополнил ранее поданное заявление, относительно того, что совокупности характеристик предъявляемых к поставляемому товару не соответствует ни один электрокардиограф.
Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.N 4144 от 26.04.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Заказчик в поступивших пояснениях указывает, что Доводы заявителя о том, что требованиям закупки соответствует только один электрокардиограф не состоятельны, поскольку требования, установленные в техническом задании, не ограничивают число участников и напрямую направлены на удовлетворение потребностей учреждения для обеспечения возложенных на них функций и обязанностей, в том числе лечебного процесса, данные электрокардиографы запланированы к использованию при обслуживании пациентов на дому, то есть, они их использование обусловлено постоянным перемещением, таким образом, заказчик в части габаритов и веса стремиться к наименьшему показателю данных характеристик для обеспечения простаты перемещения и уменьшения нагрузки на медицинский персонал при их использовании. Под требования заказчика подпадают как минимум два производителя товара: электрокардиограф 3-канальный Cardiovit AT-1 (Швейцария), электрокардиограф многоканальный с автоматическим режимом переносной ЭК12ТМ "Альтон-03", электрокардиограф ЭКГКТ-03 Валента. По вышеуказанной закупке на момент подачи жалобы поступило две заявки.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх.N 4281 от 28.04.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Уполномоченный орган в поступивших пояснениях указывает, что Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Несмотря на то, что в тексте запроса о даче разъяснений положений аукционной документации указана просьба заявителя дать разъяснения пунктов описания объекта закупки, из дальнейшего текста запроса следует, что заявителю не требуются какие-либо разъяснения, а направление запроса продиктовано намерением заявителя заставить заказчика внести изменения в описание объекта закупки таким образом, чтобы заявитель мог предложить к поставке производимый им товар, не отвечающий требованиям заказчика. Доводы заявителя о нарушении основных норм и принципов Закона о контрактной системе, в том числе принципа обеспечения конкуренции, установленного статьёй 8 Закона о контрактной системе считаем необоснованными и подлежащими отклонению поскольку по информации заказчика проведенный мониторинг рынка подтвердил наличие как минимум трех разных производителей электрокардиографа с данными характеристиками. Таким образом, рынок поставок медицинской техники, в частности с требуемыми заказчику характеристиками имеет неограниченное количество участников закупки, что подтверждает отсутствие ограничения конкуренции.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (электрокардиографы), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 170 000,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское).
Информация об электронном аукционе была размещена 14.04.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421001784.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://etp.zakazrf.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка медицинских изделий (электрокардиографы), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Согласно техническому заданию (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) поставщику требуется поставить следующие товары: электрокардиограф многоканальный профессиональный в количестве 3 (трех) штук.
Техническим заданием (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) установлены следующие характеристики требуемого к поставке оборудования "электрокардиограф":
N п/п |
Описание объекта закупки *указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели) |
||||||
Наименование объекта закупки (товара) |
Количество |
Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения |
Показатели товара (значения показателей) |
||||
Минимальные и (или) максимальные показатели: |
Показатели, которые не изменяются: |
Показатели, указанные в диапазоне: |
Иные показатели: |
||||
1 |
Электрокардиограф |
3 штуки |
код КТРУ 26.60.12.111-00000019 Электрокардиограф многоканальный, профессиональный прибор, предназначен для использования в клинических условиях для измерения электрических потенциалов на поверхности тела для создания записи электрических токов, связанных с деятельностью сердечной мышцы [т.е., электрокардиограммы (ЭКГ)] для оценки физиологического состояния сердца. Применяется для использования в состоянии покоя пациента (ЭКГ покоя) и во время физических нагрузок (ЭКГ с нагрузкой /стресс-тест) |
|
наличие |
|
|
Анализ аритмий - да |
|
наличие |
|
||||
Вывод ЭКГ на печать - встроенный принтер |
|
наличие |
|
||||
Количество синхронно регистрируемых каналов, максимальное,12 ,штука |
|
наличие |
|
||||
Дополнительные характеристики не включенные в КТРУ |
|
|
|
||||
Чувствительность 5, 10, 20 мм/мВ |
|
наличие |
|
||||
Нелинейность, % |
не более 2 |
|
|
||||
Диапазон напряжений регистрируемых и измеряемых сигналов, мВ |
|
|
не уже -5 + 5 |
||||
Входной импеданс по всем входам, МОм |
не менее 10 |
|
|
||||
Коэффициент ослабления синфазных сигналов дБ |
не менее 100 |
|
|
||||
Скорость развертки 12,5; 25; 50, мм/сек |
|
наличие |
|
||||
Эффективная ширина канала записи,мм. |
не менее 40 |
|
|
||||
Частота дискретизации входных сигналов, Гц |
не менее 500 |
|
|
||||
Диапазон измерения ЧСС, с |
|
|
не уже 30-240 |
||||
Регистрация ЭКГ в 12 отведениях, в отведениях по Небу |
|
наличие |
|
||||
Измерение длительности элементов ЭКГ в автоматическом режиме регистрации: - интервал RR - длительность зубца P - интервал PQ - длительность комплекса QRS - интервал QT |
|
наличие |
|
||||
Регистрация ЭКГ при работе кардиостимуляторов |
|
наличие |
|
||||
Дрейф нулевой линии, мм |
не более 5 |
|
|
||||
Возможность автономной регистрации ЭКГ без компьютера |
|
наличие |
|
||||
Одновременная регистрация на тепловой бумаге, отведений |
не менее 3 |
|
|
||||
Разрешение термопринтера, точек на мм |
не менее 8 |
|
|
||||
Контроль и индикация обрыва электродов |
|
наличие |
|
||||
Сохранение в память ЭКГ (12 каналов) при автономной регистрации, фрагментов ЭКГ |
не менее 1000 |
|
|
||||
Отключаемый сетевой и антитреморный фильтр |
|
наличие |
|
||||
Отключаемый фильтр стабилизации базовой линии |
|
наличие |
|
||||
Комбинированное питание при автономной регистрации |
|
наличие |
|
||||
Регистрация от полностью заряженного аккумулятора, фрагментов ЭКГ |
не менее 50 |
|
|
||||
Индикация степени заряда аккумуляторной батареи |
|
наличие |
|
||||
Работа от сети 220В, 50 Гц |
|
наличие |
|
||||
Потребляемая мощность при работе от сети переменного тока, ВА |
не более 40 |
|
|
||||
Защита от импульса дефибриллятора напряжением 5000 В |
|
наличие |
|
||||
Габаритные размеры прибора(ДхШхВ), мм |
не более 225х220х80 |
|
|
||||
Комплектация: |
|
|
|
||||
Основной блок электрокардиографа, шт |
не менее 1 |
|
|
||||
Кабель отведений ЭКГ, шт |
не менее 1 |
|
|
||||
Зарядное устройство от сети переменного тока 220В 50 Гц, шт |
не менее 1 |
|
|
||||
Комплект электродов, комплект |
не менее 1 |
|
|
||||
Гель ЭКГ, флакон |
не менее 1 |
|
|
||||
Термобумага, руллон |
не менее 2 |
|
|
||||
Сумка для переноски, шт |
не менее 1 |
|
|
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель предоставил в качестве документального подтверждения доводов жалобы сравнительную таблицу, в которой содержатся характеристики различных моделей оборудования (Cardiovit AT-1, Альтон-03, ЭКГКТ-03 Валента). Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что сравнительная таблица не является надлежащим доказательством, которое подтверждает факт несоответствия указанных в техническом задании характеристик электрокардиографов производства: Cardiovit AT-1, Альтон-03, ЭКГКТ-03 Валента.
Какое-либо экспертное заключение на предмет соответствия характеристикам, указанным в техническом задании только одного производителя электрокардиографа за подписью эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заявителем в материалы дела не представлено.
В жалобе заявитель указывает, что совокупности предъявленных к поставляемому товару характеристик соответствует электрокардиограф единственного производителя производства ООО "Альтомедика". Каких-либо инструкций, руководств, официальных писем по использованию медицинского оборудования произведенного компанией ООО "Альтомедика" в материалы дела не представлено. При этом, длительный характер получения указанных документов, необходимость подготовки и направления дополнительных запросов с целью дальнейшего представления в заседание Комиссии не влияет на невозможность обоснования заявителем нарушения своих прав и законных интересов в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, поскольку заявитель должен обосновать со своей стороны те доводы, на которые он ссылается в своей жалобе.
Заявитель в жалобе ссылается на компанию ООО "Альтомедика", а также дополнительно представил в материалы дела ссылку на официальный сайт указанной компании: http://altomedika.ru.
Комиссия Тюменского УФАС России изучила содержание официального сайта ООО "Альтомедика" согласно которому, указанной компанией предлагается к продаже следующее оборудование: электрокардиограф "Е-104", электрокардиограф "Альтон-103", электрокардиограф с дисплеем "Альтон-03", электрокардиограф "Альтон-06", электрокардиограф с жк-дисплеем "Альтон-106".
При этом, ни заявителем в жалобе, ни на официальном сайте не указана юридическая информация об ООО "Альтомедика" (ИНН, дата государственной регистрации, единоличный исполнительный орган, разрешительные документы подтверждающие факт разрешения производства указанных медицинских изделий). При этом, в материалы дела заявителем не представлено официальных писем компании ООО "Альтомедика" которые бы подтверждали факт реального производства указанных медицинских изделий. При этом, информация содержащаяся на официальном сайте в отношении электрокардиографа "Е-104", электрокардиографа "Альтон-103", электрокардиографа с дисплеем "Альтон-03", электрокардиографа "Альтон-06", электрокардиографа с жк-дисплеем "Альтон-106" не является документом разрабатываемым в национальной системе метрологии и стандартизации, кроме того, от ООО "Альтомедика" не поступало какого-либо подтверждения о неизменности характеристик предлагаемого к реализации медицинского оборудования и актуальности содержащейся на официальном сайте информации требованиям инструкций и руководств по эксплуатации указанного оборудования.
Заявителем в материалы дела представлена копия Описания типа средств измерений электрокардиографа "Альтон-103", электрокардиографа с дисплеем "Альтон-03", электрокардиографа "Альтон-06", электрокардиографа с жк-дисплеем "Альтон-106", вместе с тем в представленном документе также отсутствует ИНН компании ООО "Альтомедика", кроме этого отсутствует подпись заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Ф.В. Булыгина, отсутствует дата и печать, таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России не может признать представленный документ в качестве официального документа, который исходит от уполномоченного государственного органа.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Южно-Уральский центр снабжения" (ИНН 7415095267) основным видом деятельности заявителя является: "торговля оптовая фармацевтической продукцией" (код ОКВЭД 46.46).
Кроме этого, в ходе мониторинга Реестра контрактов размещенного на официальном сайте ЕИС в сфере закупок установлено, что ООО "Южно-Уральский центр снабжения" заключило достаточно большое количество контрактов предметом которых является поставка электрокардиографов в большинстве регионов Российской Федерации.
Следовательно, заявитель не является производителем требуемого к поставке медицинского оборудования, а значит, имеет возможность приобрести требуемое заказчику оборудование у любого другого поставщика (дистрибьютора), либо обратиться непосредственно к иному производителю оборудования, либо напрямую в компанию ООО "Альтомедика" с целью приобретения необходимого медицинского оборудования. Требуемое к поставке оборудование не ограничено в обороте, а следовательно, приобрести данное оборудование имеет любой субъект хозяйственной деятельности. Требования законодательства о контрактной системе не запрещают поставщику в случае отсутствия у него необходимого оборудования, обратиться в те организации, где указанное оборудование имеется в наличии с целью осуществления его дальнейшей поставки в адрес заказчика.
19.04.2021 ООО "Южно-Уральский центр снабжения" направлен заказчику запрос на разъяснение положений аукционной документации согласно которому, заявитель просил заказчика изменить ряд пунктов технического задания аукционной документации на следующие характеристики:
1) потребляемая мощность при работе от сети переменного тока, ВА не более 100;
2) габаритные размеры не более 260х220х80.
Заказчик изучив указанный запрос участника закупки, отказал во внесении изменений в техническое задание аукционной документации, при этом, в разъяснении которое размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок указал следующее:
1) относительно "потребляемой мощности" - потребляемая мощность зависит от емкости от множества факторов, таких как емкость аккумулятора и параметры дисплея, некоторые функциональные характеристики электрокардиографа отвечающие за скорость обработки и точность регистрации электрокардиограммы. Таким образом ограничение данной характеристики косвенно влечет невозможность поставки более совершенного оборудования, как следствие более рационального использования бюджетных средств.
2) относительно "габаритных размеров не более 260х220х80" - данная характеристика выбиралась как наименьшая для двух аналогичных аппаратов, подходящих под требования о конкуренции. Аппарат предназначен для работы и в переносном варианте, поэтому данная характеристика является существенной.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта закупки, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, поскольку именно заказчик несет всю полноту ответственности за качество описания объекта закупки, в связи с чем, определение значимости установленных требований к закупаемому оборудованию является правом и обязанностью именно заказчика.
Представитель заявителя также пояснил, что требование предъявляемое к дополнительным характеристикам не включенным в КТРУ, а именно: к максимальной потребляемой мощности, ВА противоречит ГОСТ Р 55952-2014 "Монитор электрокардиографический. Технические требования для государственных закупок" - поскольку данные характеристики отсутствуют в ГОСТ Р 55952-2014.
Комиссия Тюменского УФАС России изучив раздел 1 ГОСТ Р 55952-2014 отмечает, что настоящий стандарт устанавливает технические требования к электрокардиографическим мониторам и распространяется на электрокардиографические мониторы, используемые в стационарах, а также за пределами стационара, например в машинах скорой помощи или в воздушном транспорте.
При этом, по мнению Комиссии ГОСТ Р 55952-2014 никакого отношения к многоканальным электрокардиографам не имеет, поскольку в материалы дела представлен ГОСТ IEC 60601-2-51-2011 "Изделия медицинские электрические. Частные требования безопасности с учетом основных функциональных характеристик к регистрирующим и анализирующим одноканальным и многоканальным электрокардиографам" согласно которому, ГОСТ IEC 60601-2-51-2011 распространяется на требования безопасности при работе одноканальных и многоканальных регистрирующих и анализирующих электрокардиографов, требования изложенные в настоящем частном стандарте, обладают приоритетом над требованиями общего стандарта. Поскольку объектом закупки является поставка электрокардиографа многоканального, следовательно, требования ГОСТ Р 55952-2014 никакого отношения в рассматриваемой закупке не имеют, на указанный ГОСТ Р 55952-2014 отсутствует ссылка в техническом задании аукционной документации. Более того, согласно позиции КТРУ 26.60.12.111-00000019 "Электрокардиограф" в разделе "Общая информация" - информация о технических регламентах и стандартах отсутствует.
ООО "Южно-Уральский центр снабжения" направив указанный запрос на разъяснение аукционной документации, фактически просило заказчика изменить характеристики требуемого к поставке оборудования (то есть, изменить потребность заказчика в приобретаемом оборудовании), чтобы под указанные характеристики подходило только медицинское оборудование отечественного производителя ООО НПП "Монитор" (Россия), которое как пояснил в заседании Комиссии представитель заявителя имелось у него в наличии, и которое используется медицинскими учреждениями Свердловской и Челябинской области.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки имеет право использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссия Тюменского УФАС России выясняла у представителя заявителя о том, считает ли он такие дополнительные характеристики поставляемого оборудования как габаритные размеры, максимальная потребляемая мощность, клинически значимыми характеристиками поставляемого оборудования, на что представитель заявителя пояснил, что не являются.
Стоит отметить, что заявитель в жалобе, не указывает на невозможность поставки требуемого медицинского оборудования, а только указывает на то, что дополнительные характеристики оборудования, содержащиеся в техническом задании являются избыточными, не являются клинически значимыми.
При этом, в заседании Комиссии Тюменского УФАС России заявитель устно дополнил содержание поданной жалобы тем, что совокупности характеристик предъявляемых к поставляемому товару вообще не соответствует ни один электрокардиограф, что входит по сути в прямое противоречие с тем, что заявитель указывал в поданной им жалобе.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявитель не представил каких-либо доказательств того, что:
во-первых, только оборудование ООО "Альтомедика" и никакое другое соответствует требованиям технического задания аукционной документации (ссылка на официальный сайт компании ООО "Альтомедика" не доказывает наличие единственного производителя требуемого к поставке товара);
во-вторых, по дополнительному доводу о том, что совокупности установленных в техническом задании характеристик не соответствует ни один электрокардиограф, заявитель не представил, поскольку представленные в материалы дела скриншоты с официальных сайтов дистрибьюторов не свидетельствуют об актуальности информации, и не являются документами разрабатываемыми в области национальной системы стандартизации, а также в рамках законодательства о техническом регулировании;
в-третьих, довод заявителя о том, что такие дополнительные характеристики предлагаемого к поставке оборудования как: габаритные размеры оборудования, максимальная потребляемая мощность, не являются клинически значимыми характеристиками поставляемого оборудования, является только утверждением заявителя, который не подтвержден какими-либо конкретными доказательствами;
в-четвертых, требования документации о закупке не запрещают участникам закупки предложить к поставке товар иностранного производства, при этом, заявителем не было получено какое-либо заключение независимой экспертизы иностранных электрокардиографов, которое бы подтвердило факт невозможности поставки иностранного электрокардиографа согласно характеристикам, указанным в техническом задании аукционной документации. В материалы дела экспертное заключение также не представлено.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Представитель заказчика в заседании Комиссии пояснил, что характеристика относительно конкретизации габаритных размеров (ДхШхВ), мм, не более 225х220х80 выбиралась как наименьшая для двух аналогичных аппаратов, подходящих под требования о конкуренции. Аппарат предназначен для работы и в переносном варианте, поэтому данная характеристика является существенной.
Тот факт, что ООО "Южно-Уральский центр снабжения" не может осуществить поставку оборудования которое бы соответствовало техническому заданию аукционной документации (потребности заказчика), не указывает на ограничение количества участников рассматриваемой закупки, поскольку любой потенциальный поставщик (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара) отвечающий требованиям документации об электронном аукционе имеет возможность выступить в качестве участника рассматриваемой закупки, поскольку предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку оборудования, а не его изготовления.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Данная позиция согласуется с нормативным (общеобязательным) толкованием содержащемся в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) согласно которому, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии со статьёй 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Закупаемое оборудование находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.
Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, аукционной документацией не ограничены.
Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам участников размещения заказа, а документация об электронном аукционе не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.
В составе документации о закупке (Приложение N 7) имеется обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Документацией о закупке не установлено запрета на предложение участниками закупки к поставке товара иностранного происхождения. При этом, Комиссией Тюменского УФАС России задавался вопрос заявителю относительно того, исследовались ли им технические характеристики иных электрокардиографов иностранного происхождения которые могли бы подходить под требования технического задания, на что представитель заявителя пояснил, что иных иностранных производителей электрокардиографов Общество не рассматривало.
Заявителем не представлено в материалы дела каких-либо официальных писем производителей медицинского оборудования, которые подтвердили, что медицинское оборудование с характеристиками, содержащимися в техническом задании не производится и поставка указанного оборудования является невозможной.
ООО "Южно-Уральский центр снабжения" также ссылается на судебную практику, которая подтверждает доводы заявителя: Определение Верховного Суда РФ N 309-КГ17-20389 от 15.01.2018 по делу N А50-9033/2017.
ООО "Южно-Уральский центр снабжения" также приложены в составе жалобы: решение УФАС по Республике Дагестан N 005/06/1-6-738/2021 от 16.04.2021, решение УФАС по Республике Мордовия N 604 от 03.09.2020.
Вместе с тем, выводы изложенные в указанных правоприменительных актах вообще не имеют никакого отношения к рассматриваемому делу, поскольку приняты при иных обстоятельствах дела, не имеют преюдициального характера, указанный акты приняты с участием иных лиц и содержат казуальное толкование (толкование связанное с конкретными обстоятельствами дела), а не легальное (нормативное, общеобязательное) толкование.
Тюменским УФАС России установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе NАЭ-1704/21 от 23.04.2021 подано две заявки от участников электронного аукциона с идентификационными номерами: 1571471, 1573773. Заявка с идентификационным номером 1571471 отклонена аукционной комиссией на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Заявка участника с идентификационным номером 1573773 допущена к участию в электронном аукционе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Тюменским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе проведения которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объект рассматриваемой закупки отнесен к следующим позициям КТРУ:
Согласно позиции КТРУ 26.60.12.111-00000019 "Электрокардиограф" указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик не запрещено.
Согласно Приложению N 7 к документации об электронном аукционе предусмотрено обоснование невозможности соблюдения ограничения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ".
Учитывая, что заказчик обосновал невозможность соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, следовательно, заказчиком установлены дополнительные характеристики требуемого к поставке оборудования которые не включены в позицию КТРУ, и указаны в техническом задании аукционной документации.
Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно позиции КТРУ 26.60.12.111-00000019 "Электрокардиограф", установлены следующие характеристики:
При этом, в техническом задании (Приложение N 1 к аукционной документации) под таблицей указано обоснование использования дополнительных характеристик, не включенных в КТРУ, согласно которому: "поскольку показатели, требования и терминология, используемые в технических регламентах, КТРУ и в документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации, не в полной мере способны описать потребность Заказчика в функциональных, технических, качественных и иных характеристиках объекта закупки, техническое задание содержит иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию. Дополнительная информация, которая не предусмотрена в позициях КТРУ, включена Заказчиком в описание объекта закупки с целью максимально точного отражения функциональных характеристик товара, соблюдения потребностей Заказчика. Данные характеристики определяют область применения товара, необходимого к поставке и ограничения конкуренции не влекут".
Как установлено на заседании Комиссии в техническом задании указано на наличие у электрокардиографа следующих дополнительных характеристик: чувствительность 5, 10, 20 мм/мВ, нелинейность, %, диапазон напряжений регистрируемых и измеряемых сигналов, мВ, входной импеданс по всем входам, Мом, коэффициент ослабления синфазных сигналов дБ, скорость развертки 12,5; 25; 50, мм/сек, эффективная ширина канала записи,мм., частота дискретизации входных сигналов, Гц, диапазон измерения ЧСС, с, регистрация ЭКГ в 12 отведениях, в отведениях по Небу, измерение длительности элементов ЭКГ в автоматическом режиме регистрации: интервал RR, длительность зубца P, интервал PQ, длительность комплекса QRS, интервал QT, регистрация ЭКГ при работе кардиостимуляторов, дрейф нулевой линии, мм, возможность автономной регистрации ЭКГ без компьютера, одновременная регистрация на тепловой бумаге, отведений, разрешение термопринтера, точек на мм, контроль и индикация обрыва электродов, сохранение в память ЭКГ (12 каналов) при автономной регистрации, фрагментов ЭКГ, отключаемый сетевой и антитреморный фильтр, отключаемый фильтр стабилизации базовой линии, комбинированное питание при автономной регистрации, регистрация от полностью заряженного аккумулятора, фрагментов ЭКГ, индикация степени заряда аккумуляторной батареи, работа от сети 220В, 50 Гц, потребляемая мощность при работе от сети переменного тока, ВА, в связи с чем заказчик в силу пунктов 5, 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 должен указать обоснование необходимости данных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей приобретения указанного оборудования в рамках оказания медицинской помощи.
С учетом изложенного, из указанного обоснования не следует, каким образом вышеперечисленные характеристики электрокардиографа влияют на деятельность заказчика в части оказания медицинской помощи пациентам.
Из представленных в материалы дела письменных пояснений заказчика также не приведено обоснование использования указанных в техническом задании аукционной документации дополнительных характеристик электрокардиографа.
Таким образом, в документации о закупке не раскрыто обоснование необходимости указанных дополнительных характеристик с точки зрения цели применения электрокардиографа для оказания медицинской помощи пациентам, что указывает на нарушение заказчиком требований части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, что в свою очередь указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес заказчика и уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию о закупке в части приведения в техническом задании документации о закупки обоснования необходимости использования всех указанных дополнительных характеристик которые не включены в позицию КТРУ в поставляемом оборудовании, отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, продлении срока подачи заявок на участие в закупке и проведении дальнейшей процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (электрокардиографы), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003421001784) необоснованной.
2. Признать заказчика - ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) нарушившим требования части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
3. Выдать в адрес заказчика и уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание.
4. Оператору электронной площадки АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 28 апреля 2021 г. N 072/06/44/74/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2021