Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области":
от Заявителя - ООО "РосТехРазвитие":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4130 от 15.04.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку топлива в виде топливных талонов (сервисных абонементов) и топливных карт.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 995 660,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования, ограничивающие количество участников закупки.
Так, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил требование о соответствии поставляемой продукции требованиям ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002 (ЕТ 228:2004), без возможности поставки аналогов. При этом, автомобильные бензины по ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002 (ЕТ 228:2004) изготавливаются в Европейской части РФ только на заводе ООО "КИНЕФ".
Представитель Заявителя также пояснил, что в пункте 5.1. Приложения N1 к аукционной документации Заказчик указывает, что Поставщик должен обладать большим количеством АЗС в различных районах Ленинградской области и Санкт-Петербурга, следовательно, поставка топлива будет осуществляться с АЗС. При установлении данного дополнительного требования к Поставщику в части АЗС, требование Заказчика не выполнимо и является прямым ограничением участников, т.к. такого числа заправочных станций нет ни у одного поставщика топлива в Европейской части РФ.
Представитель Заказчика пояснил, что исходя из специфики работы и организации внутреннего учета автомобильного топлива, в том числе удобством заправки на АЗС и наличием единой карты (талона) с широкой географией ее приемки, для заправки (широкая сеть АЗС) Заказчиком установлены соответствующие и удобные для него условия, ввиду большого количества филиалов - лесничеств Ленинградской области. Заказчик определил, в рамках требований действующего законодательства, оптимальные и необходимые для него условия поставки топлива, учитывая удобство использования топливных карт и топливных талонов, широту географии АЗС, оптимальность "пустых" пробегов автотранспорта для заправки и как следствие экономическую целесообразность работы в целом.
Комиссия установила, что в пункте 5.1 Приложения N1 к аукционной документации Заказчиком установлено следующее:
"Перечень АЗС, обеспечивающих круглосуточный запас и наличие топлива по поставляемым топливным талонам (сервисным абонементам) и топливным картам:
N п/п |
Район Ленинградской области |
Кол-во АЗС не менее |
1 |
Бокситогорский |
3 |
2 |
Волосовский |
2 |
3 |
Волховский |
9 |
4 |
Всеволожский |
11 |
5 |
Выборгский |
7 |
6 |
Гатчинский |
5 |
7 |
Кингисеппский |
6 |
8 |
Киришский |
4 |
9 |
Кировский |
3 |
10 |
Лодейнопольский |
5 |
11 |
Лужский |
5 |
12 |
Подпорожский |
3 |
13 |
Приозерский |
4 |
14 |
Сланцевский |
2 |
15 |
Тихвинский |
4 |
16 |
Тосненский |
4 |
17 |
г. Санкт-Петербург |
127 |
Требование наличия автозаправочных станций Поставщика в вышеперечисленных районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области обусловлено местонахождением лесничеств - филиалов ЛОГКУ "Ленобллес", а также в связи с тем, что основными задачами учреждения (Заказчика) является осуществление переданных полномочий от Российской Федерации по охране, защите и воспроизводству лесов, и по предупреждению и оперативной ликвидации последствий лесных пожаров на территории Ленинградской области".
Заказчиком определен способ обслуживания (способ отгрузки топлива через АЗС): топливные талоны (сервисные абонементы) и топливные карты, п.2.1 Приложения N1 "Описание объекта закупки" установлен адрес предоставления топливных талонов (сервисных абонементов) и топливных карт.
В документации Заказчика указание на необходимость единого эмитента топливных карт, что является спецификой способа его применения: (для всех АЗС), поэтому требования именно к таким топливным картам позволяет использовать максимально эффективно и рационально, сокращая дополнительные расходы. При этом в аукционной документации не содержалось ограничений в части количества участников аукциона, а лишь перечислялись необходимые требования, которым соответствовать могло любое юридическое лицо, имеющее функциональные и технические возможности для участия в аукционе. В настоящее время единую карту (один эмитент карт) предоставляют множество топливных и процессинговых компаний: Роснефть, Газпром, Татнефть, ПетролПлюсРегион, Мастерс и т.д с огромными сетями приема своих платежных систем, что также подтверждает, никакого ограничения конкуренции в описании объекта закупки не просматривается. В нем прописана ответственность для победителя закупки, которая необходима Заказчику для исполнения переданных полномочий по тушению лесных пожаров и сохранения флоры, фауны и экологии в лесах Ленинградской области. Топливные талоны - сервисные абонементы можно купить у любой компании, которая производит эмиссию талонов: Киришиавтосервис, Линос, Фаэтон, что никак не ограничивает конкуренцию по участию потенциальных поставщиков, кроме того на рынке есть электронные талоны, например, у компании ПетролПлюсРегион.
Таким образом, требование единого эмитента для всех АЗС, а также необходимого количества автозаправочных станций на территории г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области, неоспоримо определяет удобство использования топливных карт и их учет. В исполнении своих полномочий в сфере лесного законодательства ЛОГКУ "Ленобллес" недопустимо увеличение времени на обслуживание, контроль и отчетность нескольких топливных карт на одну единицу техники (сотрудника, расчета).
Из толкования статьи 33 Закона о контрактной систем следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Также, по смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания (описания объекта закупки) Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Аукционная документация разработана исходя из потребностей заказчика и не приводит к ограничению количества участников аукциона.
Указанный в документации ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51866-2002 является действующим. Доказательств отсутствия или ограничения в обороте товара отвечающим требованиям Заказчика, подателем жалобы не представлено, как и не представлено доказательств отсутствия возможности поставить указанный товар.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии также не представлено в материалы дела доказательств наличия в аукционной документации противоречий, не позволяющих подготовить заявку и принять участие в электронном аукционе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РосТехРазвитие" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 апреля 2021 г. N 047/06/64-764/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2021