Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации Тихвинского района Ленинградской области:
от Заявителя - ИП Федорова С.А.:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4147 от 16.04.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дворовых территорий и автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Тихвин (Внутриквартальный проезд 3 микр; Ул. Борисова (от д.15 микрорайона 1 до ул. Карла Маркса); 6 микрорайон, д.23,24,27,29,30,31; 5 микрорайон, д.10, 11, 12, 13).
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено Заказчиком 01.04.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 53 936 288,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что в рамках настоящей закупки предусмотрены по капитальному ремонту.
Представитель Заказчика пояснил, что проектной организацией весь комплекс работ классифицирован как "Благоустройство", таким образом у Заказчика отсутствуют основания для размещения данной закупки как "Строительство" или "Капитальный ремонт".
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Комиссией установлено, что в составе конкурсной документации представлен проект на "Благоустройство внутриквартального проезда".
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода. Таким образом, Комиссии пришла к выводу что первый довод жалобы не находит своего подтверждения.
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что описание объекта закупки составлено ненадлежащим образом.
Заявитель указывает, что в пункте 11 "Требования к качеству материалов" части 1.1 технического задания установлено, в том числе, следующее требование - "Установка люков по ГОСТ 3634-99 тип Т или ДБ/ДМ (дождеприемные)", которое по мнению Заявителя не позволяет определить необходимость поставки люков.
Представитель Заказчика пояснил, что указанное требование сводится исключительно к тому, что в случае наличия работ по замене люков "тип Т или ДБ/ДМ (дождеприемные)" эти люки должны быть изготовлены по ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия".
Комиссией установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки не устанавливаются требования к конкретным показателям (характеристикам люка).
Представителем Заявителя не представлено в материалы дела доказательств наличия в конкурсной документации противоречий, не позволяющих подготовить заявку и принять участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В третьем доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, необходимого для выполнения работ.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия установила, что в пункте 9.11 части 1.1 технического задания Заказчиком установлено следующее требование - "По согласованию с Заказчиком используются отечественные или зарубежные асфальтоукладчики".
Таким образом, Заказчиком устанавливается требование к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, необходимого для выполнения работ.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В четвертом доводе жалобы Заявитель указывает, что критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме составлены Заказчиком ненадлежащим образом.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссия установила, что Заказчиком в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме:
п/н критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия, % |
1. |
Цена контракта |
60 |
2. |
Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
25 |
3 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
15 |
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с использованием следующих показателей:
N показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки" |
Коэффициент значимости показателя (КЗ) |
1 |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
0,50 |
2 |
Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
0,50 |
Указанный критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлен в соответствии с пунктом 27 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1085).
В пункте 11.10 конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по критерию " Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Предметом оценки заявок участника по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" являются предложения участников по единственному показателю "Качество работы"
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, представленных в предложениях участником закупки
11.11.1. "Качество работ"
величина значимости показателя - 100%
Коэффициент значимости показателя - 1.
Максимальное количество баллов по показателю - 100
Оценка по показателю "качество работ" производится по следующей шкале:
Предложения участника закупки по показателю "качество работ" |
Количество присуждаемых баллов |
|
|
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одному виду работ |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом такое описание всех видов работ представлено частично ( не в полном объеме). |
10 |
|
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом описание одного вида работ представлено в полном объеме |
25 |
|
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом описание по двум видам работ представлено в полном объеме |
30 |
|
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом описание по трем видам работ представлено в полном объеме |
40 |
|
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом описание по четырем видам работ представлено в полном объеме |
60 |
|
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, при этом описание по всем пяти видам работ представлено в полном объеме |
100 |
Перечень видов выполняемых работ, к описанию которых Заказчиком установлены требования:
1) Валка деревьев с применением автогидроподъемника без корчевки пня породы тополь при диаметре ствола: до 100 см
2) Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка;
3) Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня;
4) Устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками
5) Установка бортовых камней бетонных
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю.
Не представление в составе заявки предложения о качестве работ не является основанием для отклонения заявки участника
В случае, если участником конкурса в графе 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, рабочей документации и/или в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предлагается описание выполняемых видов работ в отношении оцениваемых характеристик, или участником конкурса в графе 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик, будет соответствовать требованиям, указанным в техническом задании, рабочей документации/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то, в соответствии с таблицей N 2, участнику конкурса присваивается 0 баллов по показателю "Качество работ".
Описание вида работ с описанием выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик признается представленным частично в случае, когда описание выполняемых видов работ в отношении оцениваемых характеристик представлено не в полном объеме*(1).
Описание вида работ с описанием работ в отношении оцениваемых характеристик признается представленным в полном объеме в случае, когда описание выполняемых видов работ в отношении оцениваемых характеристик представлено в полном объеме*(2).
Описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем видам выполняемых работ, предлагаемое участником конкурса в составе заявки, не должно противоречить конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации. В случае наличия противоречий с положениями конкурсной документации (со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации), в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы по какому (каким)-либо виду (видам) работ участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество работ".
При формировании Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по всем видам выполняемых работ участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а раскрыть данные требования и технологические решения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств".
В соответствии с пунктом 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, указанный критерий установлен в соответствии с пунктом 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1085.
Представителем Заявителя не представлено в материалы дела доказательств наличия в конкурсной документации противоречий, не позволяющих подготовить заявку и принять участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Федоров С.А. обоснованной в части третьего довода;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по виду выполняемых работ признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описания хотя бы одной из оцениваемых характеристик, или описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик не соответствует положениям конкурсной документации.
*(2) Описание выполняемых работ в отношении оцениваемых характеристик по виду выполняемых работ признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик, и такое описание оказываемых услуг в отношении оцениваемых характеристик соответствует положениям конкурсной документации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 апреля 2021 г. N 047/06/54.3-787/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021