Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием на заседании Комиссии представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
от Заявителя - ООО "СПЕЦАВТОТРАК":
в отсутствие представителей Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4215 от 16.04.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Проба - Лепсари - Борисова Грива км 7+000 -14+047 во Всеволожском районе Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 29.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 155 199 376,44 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации открытого конкурса в электронной форме.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства, в связи с тем, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, поданных на участие в закупке, создающий преимущество отдельным участникам.
Комиссией установлено, что Заказчиком в составе конкурсной документации размещено приложение N4 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме (далее - Приложение), в котором установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе их содержание и значимость и оценка заявок по критериям.
Комиссией установлено, что в Приложении, Заказчиком, в том числе, установлено:
"В рамках критерия оценки оценка осуществляется по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки". Максимальное количество баллов по критерию оценки - 100.
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, предоставленных в предложениях участников закупки".
Оценка по критерию производится по следующей шкале:
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки |
100 % / 1,00 |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ. |
0 |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично. |
10 |
10 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы одной стадии выполнения работ представлено в полном объеме. |
30 |
30 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме. |
60 |
60 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме. |
100 |
100 |
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что в соответствии с порядком, в рамках показателя "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки" (далее - Качество) оценивается наличие или отсутствие предложения в отношении установленных в документации оцениваемых характеристик по всем видам работ, установленным в документации, в рамках каждой стадии выполнения работ, из чего следует, что с учетом того, что предметом оценки является наличие или отсутствие предложения, степень детализации такого предложения не влияет на результаты оценки.
Заказчиком в Приложении определены следующие оцениваемые характеристики:
- организационно-технические мероприятия;
- привлекаемые трудовые ресурсы;
- контроль качества выполнения работ;
- правила обеспечения безопасности при выполнении работ;
- используемое оборудование, инвентарь, средства.
Согласно пункту 6.3 Описания объекта закупки установлены три стадии выполнения работ, в соответствии с которыми участниками готовится предложение в отношении оцениваемого критерия.
Представитель Заказчика пояснил, что положениями документации установлена шкала оценки, предполагающая безусловное начисление определенного количества баллов пропорционально представленному предложению по критерию, а именно:
0 баллов - за отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ;
10 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично (определение понятию "частично" приведено в предпоследнем абзаце страницы 5 Приложения N 1 к информационной карте - описание стадии выполняемых работ не содержит описания всех видов работ и/или описание хотя бы одного вида работ представлено не в полном объеме), (определение "не в полном объеме" содержится в сноске 8 Приложения N 1 к информационной карте - предложение не содержит описания выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
30 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы одной стадии выполнения работ представлено в полном объеме (определение "в полном объеме" содержится в сноске 7 Приложения N 1 к информационной карте - предложение содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
60 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме;
100 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме.
Представитель Заказчика также пояснил, что определенное количество баллов начисляется за фактический конкретный объем предложения, содержащийся в заявке участника закупки, без возможности переоценки таких сведений или субъективного подхода к оценке представленных сведений вне зависимости от детализации предложения участника, из чего следует, что установленный в документации порядок оценки заявок по критерию "Качество" зависит от сведений, представленных в заявках участников и присваиваемым количеством баллов.
В жалобе Заявитель приводит довод о необходимости оценки квалификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Комиссией установлено, что указанным Приложением к Постановлению Правительства N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Комиссией установлено, что способом проведения обжалуемой закупки является открытый конкурс в электронной форме, в связи с чем установление дополнительных требований, утвержденных Постановлением Правительства N 99, законодательством в сфере закупок не предусмотрено.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии также указал, что отсутствие описания хотя бы одной стадии в полном объеме понимается Заказчиком как недостаточное изучение положений документации, приводящее к невозможности однозначного определения намерения участника исполнить все обязательства по контракту в полном объеме. При этом, при учете представления описания по более, чем половине стадий, Заказчиком определено начисление пропорционального представленным в составе заявки сведениям о качественных характеристиках объекта закупки количества баллов по критерию "Качество".
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не выявлены нарушения Закона о контрактной системе, при этом доказательств ограничений для участников закупки при подготовке заявки в материалы дела Заявителем не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СПЕЦАВТОТРАК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 апреля 2021 г. N 047/06/54.3-792/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021