Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Очистка рек" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Дирекция экологических проектов" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на экологическую реабилитацию русла реки Македонка в пределах озера Малаховское городского округа Люберцы Московской области (извещение N 0148200005421000115 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части неправомерного принятия к оценке документов и сведений, представленных в заявке участника закупки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 11.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 56 060 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 02.04.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки
5) к участию в Конкурсе допущены 4 заявки от участников закупки;
6) по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации;
7) победителем Конкурса признано ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РЕНОВАЦИЯ" с предложением о цене контракта 49893400,00 руб. (далее - Победитель).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно приняты к оценке документы, представленные в составе заявки Победителя.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.04.2021 NПРОII1 (далее - Протокол) участнику закупки N 109537714 (Победитель) присвоено 40 баллов по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
По мнению Заявителя, представленные в составе заявки Победителя контракты не подтверждают наличие у Победителя опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимого характера.
Заказчиком в рамках Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Значимость показателя критерия: 100%
Коэффициент значимости показателя критерия: 1,0
Содержание: Заказчиком будет оцениваться предложение участника о количестве успешно исполненных участником договоров, заключенных по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - контракт) сопоставимого характера и объема за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Датой исполнения контракта считается дата акта приемки услуг (работ) или иного документа, предусмотренного контрактом, подтверждающего приемку услуг (работ) по исполнению контракта в полном объеме.
Оценке не подлежат контракты, услуги (работы) по которым продолжаются (являются незавершенными), такие документы к оценке не принимаются, т.е. за них присваивается 0 баллов.
Под услугами (работами) сопоставимого характера и объема понимаются услуги (работы) по экологической реабилитации и/или расчистке и/или очистке водных объектов, оказанные (выполненные) в рамках исполнения контракта, цена которого составляет не менее 1% начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту, а не в совокупности представленных исполненных контрактов".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в составе заявки Победителя представлены 11 контрактов, которые приняты к оценке Конкурсной комиссией.
Представитель Уполномоченного органа на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "Пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, установлено, что водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
- статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся водотоки и водоемы, в том числе реки, ручьи, каналы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.
В критериях оценки отсутствуют исключения в части предоставления опыта по работам на объектах гидротехнических сооружений, соответственно участник закупки имеет право предоставить контракт на работы по любому водному объекту таких как реки, ручьи, каналы, озера, пруды, водоток, водохранилища.
Все контракты, представленные участником ООО "РЕНОВАЦИЯ" имеют работы по расчистке водных объектов, что соответствует сопоставимому характеру".
Изучив заявку Победителя, представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что представленные в составе заявки контракты не противоречат критериям оценки.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о том, что контракты, представленные в составе заявки Победителя, не соответствуют критериям оценки в части сопоставимого характера.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии в части принятия к оценке контрактов, представленных в составе заявки Победителя, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Опыт участника по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема (по каждому исполненному контракту) подтверждается следующими документами в электронном виде:
1) копия ранее исполненного контракта на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимого характера и объема. В случае, если в контракты вносились изменения (дополнения), необходимо представлять копии дополнительных соглашений, в которых содержатся данные изменения (дополнения);
2) копия акта(ов) приемки оказанных услуг / выполненных работ (в том числе по форме КС-2) или иных предусмотренных контрактом документов, подтверждающего(их) приемку услуг (работ) по исполнению контракта в полном объеме.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющимся их неотъемлемой частью).
В случае, если у заказчика при рассмотрении данных документов возникают затруднения с отнесением актов оказанных услуг/выполненных работ (иных предусмотренных контрактом документов, подтверждающих его исполнение) к каждому исполненному контракту, представленному участником закупки, заказчик не учитывает такие документы при оценке, т.е. за них присваивается 0 баллов.
В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого объема и сопоставимого характера, участнику присваивается 0 баллов по данному показателю.
Представленные участником закупки контракты, исполнение которых не подтверждено указанными копиями документов в составе заявки, не учитываются при оценке, т.е. за них присваивается 0 баллов.
Представленные документы должны быть в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати (при их наличии). Предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается, т.е. за них присваивается 0 баллов.
Оцениваются представленные участником закупки контракты, которые подтверждены электронными документами в составе заявки и указаны в заявке на участие в конкурсе (рекомендуемая форма 1. "Предложение об опыте участника закупки").
По успешному оказанию услуг (выполнению работ) участник закупки декларирует в заявке на участие в конкурсе (рекомендуемая форма 1. "Предложение об опыте участника закупки") исполнение им контрактов, представленных по показателю критерия оценки, а также исполнение контракта в полном объеме и в соответствии с его условиями (в том числе условия по сроку оказания услуг (выполнения работ), объему оказания услуг (выполнения работ), предусмотренными таким контрактом).
Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном оказании услуг (выполнении работ) по исполнению участником закупки контракта без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), а также исполнение контракта в полном объеме и в соответствии с условиями (в том числе условия по сроку оказания услуг (выполнения работ), объему оказания услуг (выполнения работ), предусмотренными таким контрактом.
Порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" осуществляется согласно следующей шкалой оценки, представленной ниже:
Количество представленных контрактов |
Количество присваиваемых баллов Кi |
10 и более |
100 |
7-9 |
75 |
4-6 |
50 |
1-3 |
25 |
0 |
0 |
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗП*Кi где:
КЗП - коэффициент значимости показателя.
Кi - количество присваиваемых баллов".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в порядке оценки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, выполнению работ сопоставимого характера и объема" отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанным показателям, так как, например, при предоставлении сведений в отношении имеющегося опыта участника закупки, равного как одному исполненному контракту, так и трем контрактам, участникам Конкурса присваивается одинаковое количество баллов.
Таким образом, приведенный порядок оценки не позволяет выявить наилучшие условия исполнения государственного контракта, что не соответствует положениям Постановления Правительства N 1085 и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок участников закупки, по установленным ненадлежащим образом критериям оценки в Конкурсной документации, неправомерна и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников закупки, что нарушает части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Очистка рек" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 27.04.2021 N 50/06/15134эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 апреля 2021 г. N 50/06/15134эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021