Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СП "АВТОБАН" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ТЭК-ТОРГ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, км 131+000 - км 138+000, Московская область (лот 24) (извещение N 0348100042421000021 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части непринятия к оценке документов и сведений, представленных в заявке Заявителя.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 05.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 998 723 422,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 31.03.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки
5) к участию в Конкурсе допущены 5 заявок от участников закупки;
6) по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации;
7) победителем Конкурса признано ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РУС-СТРОЙ" с предложением о цене контракта 998 723 422,00 руб. (далее - Победитель).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком размещен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, а также протокол подведения итогов с нарушением сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 4, 7 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024, в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, проектной документации такой конкурс проводится с учетом особенностей, а именно:
- не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оператор электронной площадки направляет заказчику поданные на участие в таком конкурсе первые и вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, предложения участников такого конкурса о цене контракта, а также документы и информацию, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе;
- не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем направления оператором электронной площадки заказчику предусмотренных пунктом 4 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе документов:
а) конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в закупке по критериям, установленным документацией о закупке. При этом заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе;
б) результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе, предусмотренном частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе. Такой протокол подписывается и размещается на электронной площадке и в единой информационной системе в порядке, установленном статьей 54.7 Закона о контрактной системе;
в) результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения протокола в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе, фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается и размещается на электронной площадке и в единой информационной системе в порядке, установленном статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.03.2021, в связи с чем, с учетом требований части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе регламентированная дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе, а также размещения протокола рассмотрения и оценки вторых частей - 08.04.2021.
Таким образом, Конкурсной комиссии необходимо рассмотреть вторые части заявок на участие в Конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе в срок до 08.04.2021. Вместе с тем Конкурсной комиссией не рассмотрены вторые части заявок на участие в Конкурсе в регламентированный Законом о контрактной системе срок.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии с доводом жалобы Заявителя согласился и представил письменные пояснения, согласно которым: "Единая комиссия производит рассмотрение и оценку вторых частей заявок в течение 5 рабочих дней с момента направления оператором электронной площадке заказчику заявок участника. Заявки участников были направлены оператором 31 марта 2021. Комиссия приступила к рассмотрению 5 (пяти) заявок участников и формированию протокола. Крайний срок рассмотрения и оценки заявок был до 07 апреля 2021 23:59. 07.04.2021 комиссией еще производилась оценки заявок так как проверялось наличие штрафных санкций и исполнения контрактов через Единую информационную систему. У заказчика с 07.04.2014 до 09.04.2021 были сбои в работе сети Интернет, что приводило к увеличению времени рассмотрения и оценки заявок".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Конкурсной комиссии нарушают пункт 7 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией не приняты к оценке документы, представленные в составе заявки Заявителя, в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.04.2021 NПРОII1 (далее - Протокол) участнику закупки с идентификационным номером заявки 1 (Заявитель) присвоено 23,6 балла по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" в рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в составе заявки Заявителя представлено 10 контрактов, из которых 5 не приняты к оценке, поскольку не соответствуют критериям оценки, установленным Конкурсной документацией.
Кроме того, представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым: "У Заявителя Единой комиссией были приняты контракты (договоры), которые соответствовали требованиям, а именно выполненные контракты (договоры) за период с 2015 г. по 2021 г. контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства. При этом стоимость каждого из таких контрактов (договоров) должна составлять не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящая закупка. ООО "СП "АВТОБАН" предоставил контрактов на общую сумму 5 670 147 142,00, из которых Единой комиссией не приняты контракты (договоры) на сумму 1 977 604 919,00, не принятые контракты (договоры) находятся в стадии исполнения, и/или сумма контрактов составляла менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, а именно Контракты от 17.07.2015 N 17-07/15; от 12.09.2016 N91/16Р; от 05.06.2017 N 87/17-Р; 04.07.2017 N 104/17-Р; от 27.03.2020 N 37/20-Р".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части непринятия к оценке договоров, представленных в составе заявки Заявителя, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в рамках Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" установлено следующее:
"Заказчик для оценки заявок (предложений) по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" предусматривает оценку заявок (предложений) по контрактам (договорам), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
Единой комиссией оценивается общая стоимость исполненных контрактов (договоров) указанных в форме Ф-2 "Опыт участника по выполнению работ" гл. X конкурсной документации "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса".
В подтверждение указанных в форме Ф-2 "Опыт участника по выполнению работ" гл. X конкурсной документации "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" сведений, для присуждения баллов в составе заявок (предложений) участников закупки, должны быть приложены документы, подтверждающие успешное выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
Единой комиссией учитывается общая стоимость успешно исполненных за период с 2015 г. по 2021 г. контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
При этом стоимость каждого из таких контрактов (договоров) должна составлять не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящая закупка.
Копии подтверждающих документов должны быть представлены в полном объеме (копии контрактов (договоров) со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (за исключением проектной документации), акты о приемке выполненных работ.
Подтверждением успешного выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства являются следующие документы:
1) копии исполненных за период с 2015 г. по 2021 г. контрактов (договоров), без применения неустоек (штрафов, пеней), со всеми приложениями и заключенными к ним дополнительными соглашениями, со стоимостью каждого из таких контрактов (договоров) не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящая закупка;
2) копии всех составленных в ходе исполнения контрактов (договоров) акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете";
3) копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и/или организаций информацию об успешном выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
В случае отсутствия в заявке полного комплекта документов, подтверждающих успешное выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, по данному критерию (показателю) присваивается 0 (ноль) баллов.
При определении лучшего предложения (заявки) по данному показателю лучшим будет считаться предложение, содержащее информацию об исполненных контрактах (договорах), удовлетворяющих требованиям настоящей главы конкурсной документации, подтвержденные требуемыми документами и при этом общая стоимость исполненных контрактов (договоров) будет являться максимальным (Кmax). Рейтинг предложений по данному показателю будет определен по Формуле 2.
Непредставление данных о наличии участника закупки сведений по данному показателю не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Количество баллов, присуждаемых участникам закупки по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
(Формула 2)
НЦБi= КЗ*100*(Кi /Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Конкурсной комиссией не приняты к оценке контракты (договора), представленные в составе заявок участников с идентификационными номерами 2, 4, 5, так как в ходе исполнения контрактов (договоров) применены меры ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Конкурсной комиссией части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Пунктом 15 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ): наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
- участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86.
При этом, СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
При этом срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет 1 (один) месяц с даты ее выдачи.
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СП "АВТОБАН" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7, пункта 7 части 68 статьи 112 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 23.04.2021 N 050/06/105-1065/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 апреля 2021 г. N 050/06/105-1065/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2021