Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУ РК "Крымское управление водного хозяйства и мелиорации" (далее - Заказчик) - Одиница Т.Г., Домоцкий Д.А.(по доверенности),
- Индивидуальный предприниматель Новиков Артем Сергеевич (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка масел и смазочных материалов для транспортных средств и механизмов для нужд ГБУ РК "Крыммелиоводхоз" и его филиалов" (извещение N0375200010121000056) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию::
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
При этом пунктом 6 Правил использования КТРУ определено, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно доводу жалобы Техническое задание составлено без учета характеристик позиции из КТРУ и отсутствует обоснование установления дополнительных характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно разделу IV. Описание объекта закупки (техническое задание) по позициям масло моторное Заказчиком установлен код ОКПД2 19.20.29.110 "Масла моторные (универсальные, карбюраторные, дизельные, для авиационных поршневых двигателей)".
Как установлено, позиция КТРУ 19.20.29.110-00000016 "Масло моторное", указанная Заявителем в жалобе, включена в КТРУ 29.03.2021 и обязательна к применению заказчиками при описании объекта с 28.04.2021. При этом документация электронного аукциона N0375200010121000056 размещена в ЕИС 15.04.2021.
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, поскольку в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик описал товар в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе и применил код ОКПД2.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанных доводов, также не представлены доказательства того, каким образом определенный Заказчиком код ОКПД нарушает права Заявителя, в том числе препятствует подаче заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так по позиции 27 Технического задания установлены следующие требования к характеристикам товара, требующим предоставления конкретных показателей:
Индустриальное И-40А ОКПД2 19.20.29.130 |
10 литров |
Канистра 1л., и 4л., и 5л |
Индустриальное масло предназначено для смазывания станочного оборудования, гидроприводах, узлов и агрегатов строительной техники .Характеристики продукции: 1. Вязкость кинематическая, мм2/с:при 40 оС - 61-75; 2. Кислотное число, мгКОН/г, не более - 0,05 3. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, оС, не ниже - 220. 4. Температура застывания, оС, не выше - - 15. 5. Зольность, % не более - 0,005 6. Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей, % не более - 1,1 7. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более - 4,5Содержание механических примесей - отсутствие. 8. Содержание растворителей в маслах селективной очистки - отсутствие. 9. Приращение кислотного числа, мгКОН/г, не более - 0,4 10. Приращение смол, % не более - 3 11. Плотность при 20 оС, кг/м3, не более - 900 |
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с разделом VI. Инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе: "Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала) (далее - конкретные показатели) в соответствии с обозначениями, установленными в разделе описания объекта закупки в разделе "2. Характеристики товара, требующие предоставления конкретных показателей" технического задания (раздел IV настоящей аукционной документации). Все иные требования участник подтверждает путем предоставления согласия участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), кроме того, данные требования не учитываются при рассмотрении первых частей заявок.
2. 1. При указании конкретных показателей, участником закупки учитывается следующее:
2.1.1) в случае если требуемое значение параметра или диапазоны значений параметра указаны с использованием слов (знаков, символов):
"_" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель с предельным отклонением равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения с указанием не более указанного предельного отклонения;
"<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;
">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;
"не менее", "не ниже", "не ранее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
"не более", "не выше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;
"точка с запятой" (";"), союз "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз;
"запятая" (","), союз "или", символ "\" (слэш) - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ (за исключением случаем, когда указанные символы являются составной частью показателя или отделяют целую часть числа от дробной);
"и (или)" - участник предлагает несколько показателей или один (на свой выбор);
"многоточие" ("_"), "тире" ("-") установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, включая крайние значения.
"от_ до_", то участнику закупки необходимо предоставить один конкретный показатель из данного диапазона, включая крайние значения;
"/" ("слэш"), установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения (за исключением случаем, когда указанный символ является составной частью показателя или отделяет целую часть числа от дробной);
"от", то участнику закупки необходимо предоставить один конкретный показатель из данного диапазона, включая крайние значения;
"до", то участнику закупки необходимо предоставить один конкретный показатель из данного диапазона, не включая крайние значения;
"указать", "указывается участником" - означает, что участник в данном случае указывает требуемое значение, информацию в соответствии с установленным параметром (показателем) товара;
2.1.2) в случае если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием слов (знаков, символов):
"точка с запятой" (";") и "запятая" (","), участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой" (";").
"не уже" и знаком "_" или знаком "-", участнику закупки необходимо представить в заявке значение показателя в диапазоне, равном или большем установленного Заказчиком;
"уже" и знаком "_" или знаком "-", участнику закупки необходимо представить в заявке значение показателя в диапазоне, меньшем установленного Заказчиком;
"не шире" и знаком "_" или знаком "-", участнику закупки необходимо представить в заявке значение показателя в диапазоне, равном или меньшем установленного Заказчиком;
"шире" и знаком "_" или знаком "-", участнику закупки необходимо представить в заявке значение показателя в диапазоне, большем установленного Заказчиком;
":" (двоеточие) и символа "," участнику закупки необходимо представить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ;
"в диапазоне от_ до_" участнику закупки необходимо представить в заявке значение показателя в виде диапазона, при этом значение, указанное после предлога "от" должно быть больше или равно предложенному заказчиком, а значение, указанное после предлога "от" должно быть меньше предложенного заказчиком;
2.1.3) в случае указания требуемого значения с использованием символа "( )" или "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться;
2.1.4) при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление знаков, слов и словосочетаний (в том числе применения таких слов и словосочетаний в других грамматических, морфологических формах): ",", "или", "и (или)", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "до", "от", "не уже", "уже", "не шире", "шире", "не ранее", "<", ">", "должен", "не должен", "требуется", "обязан", "должен быть", "не должен быть".".
В соответствии с пунктом 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Исходя из положений инструкции по заполнению заявки, следует, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки необходимо указать конкретные показатели товара, то есть положения инструкции по заполнению заявки не предоставляют право участникам закупки, указывать диапазонные значения в отношении приведенных требований, а также указывать характеристики товара без изменения таких значений.
Поскольку для определения конкретных значений характеристик масла необходимо провести испытания определенной его партии, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе участники лишены возможности указать конкретные показатели без проведения соответствующих испытаний товаров и приобретение товара заранее.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заказчиком, конкретные показатели качественных характеристик масла подтверждаются поставщиком в ходе исполнения контракта при поставке каждой партии и могут изменяться в зависимости от партии товара в пределах диапазона показателей, установленного сертификатом качества изготовителя.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о результатах испытаний при изготовлении такого товара.
Указанные требования к результатам испытаний товара (вязкость кинематическая, кислотное число, температура вспышки, определяемая в открытом тигле, температура застывания, зольность, массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей и т.д.) приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о показателях товара, в том числе сведений о результатах испытаний товара и сведений компонентного состава, показателей технологических процессов изготовления товара, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок.
Таким образом, в документация об аукционе установлены требования к товару, которые могут привести к ограничению количества участников закупки, а также установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе, помимо конкретных показателей товаров, сведений о результатах испытаний товара, непредусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика, установившего в Инструкции по заполнению заявок требование о предоставлении участниками конкретных значений показателей товара, которые определяются по результатам испытаний, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в предмет закупки включены функционально и технологически не связанные между собой объекты закупки, являющиеся товарами разных товарных рынков, а именно "масло моторное", "литол", "солидол", "смазка для редуктора", "смазка графитная".
Согласно письменным возражениям Заказчика: "В ответ на претензию по поводу функционально и технологически не связанные между собой объекты закупки, являющиеся товарами разных товарных рынков, а именно "масло моторное" и "литол", "солидол", "смазка для редуктора", "смазка графитная" обращаем внимание, что все эти позиции по КТРУ относятся к одной подгруппе под номером 19.20.29, по ОКПД2 эта подгруппа имеет название 2Масла нефтяные смазочные; дистилляты тяжелые, не включенные в другие группировки", а согласно общероссийского классификатора видов экономической деятельности, классификатора, согласно которому коммерческие организации осуществляют свою деятельность и смазочные материалы (моторные масла и др.), и консистентные смазки (литол, графитная и др.) имеют один код: 46.71 "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами". Эта группировка включает:
- оптовую торговлю топливом, смазками, смазочными веществами, маслами, такими как: древесный уголь, уголь, кокс, дрова, бензин-растворитель, сырая нефть, неочищенное масло, дизельное топливо, бензин, мазут, печное топливо, керосин, сжиженные горючие газы, бутан и пропан, смазочные масла и консистентная смазка, очищенные нефтепродукты. То есть, для того, чтобы осуществлять поставку автомобильных масел и смазок (литола, графитной смазки и т.д.), поставщику достаточно иметь открытый ОКВЭД, что не является ограничением конкуренции и создает условия для привлечения к участию в процедуре максимального количества участников".
Комиссия отмечает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона представлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно пояснениям Заказчика, основанием для включения в один лот послужило использование поставляемых товаров при эксплуатационном обслуживании объектов Заказчика, ввиду чего дробление лота является нецелесообразным.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того товара, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.04.2021 N0375200010121000056-1 на участие в закупке было подано 4 заявки, которые были признаны соответствующими требованиями Закона о контрактной системе и допущены к участию в закупке. В ходе проведения аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 35,5%.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, в том числе свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при объединении вышеуказанных товаров в один лот, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и отсутствии возможности формирования заявки на участие в электронном аукционе. Довод жалобы признается необоснованным.
Вместе с тем, Комиссией не установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, ввиду чего Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 апреля 2021 г. N 082/06/106-736/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021