Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крыловой,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.С. Демченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР" (далее - Заказчик) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
- ООО "Медторг" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки "Закупка изделий медицинских(Шприцы)" (извещение NN0375200054921000081) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчик в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Однако согласно части 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с частью 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 6 раздела II.I. Общие положения аукционной документации, предметом закупки является "Изделия медицинские (Шприцы)", что соответствует ОКПД2 32.50.13.110,
Так, согласно каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд кодам КТРУ 32.50.13.110-00004594, 32.50.13.110-00059, 32.50.13.110-00004568, 32.50.13.110-00004568, 32.50.13.110-00004568, 32.50.13.110-00004568, 32.50.13.110-00004569, 32.50.13.110-00004576, 32.50.13.110-00005193, 32.50.13.110-03210 соответствуют "Катетер для периферических сосудов", "Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла", "Шприц для внутричерепных вливаний и промывания миндалин", "Щприц инъекционный совместимый с системой Salient или аналог", "Удлинитель для шприца инфузора", "Шприц общего назначения", "Шприц туберкулиновый/для аллергологических проб/в комплекте с иглой, стандартный", "Шприц инсулиновый/неубираемая игла", которые содержат регламентное описание товара.
Согласно пункту 1 раздела 4 Технического задания документации о Закупке "Характеристики товара, требующие предоставления конкретных показателей" в позициях N1-14 отсутствует обоснование необходимости использования дополнительной информации при описании указанных пунктов Технического задания.
Заказчик в письменных пояснениях также не пояснил необходимость применения дополнительных требований, а также недостаточность описания шприцов с имеющимися в КТРУ характеристиками.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что допущенные нарушения части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 не повлияли на результаты электронного аукциона, так как указанные нарушения законодательства о контрактной системе не ограничивают право участников закупки на подачу заявок, в связи с чем, основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе, путем внесения изменений в аукционную документацию, отсутствуют.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к характеристикам товара по позициям N9, 10, 11, 14 Технического задания документации о Закупке, подлежащих поставке в рамках исполнения контракта, совокупности которых по каждой позиции соответствует товар единственного производителя.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Также Комиссия Крымского УФАС России считает необходимым отметить, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, в жалобе также не представлено документов и сведений, подтверждающих что в документации о Закупке установлены требования к техническим характеристикам поставляемых в рамках объекта закупки товаров по позициям N9, 10, 11, 14 Технического задания документации о Закупке, в совокупности соответствующие товарам единственного производителя, а также что установленные требования к характеристикам товара в документации о Закупке ограничивает количество участников Закупки и нарушает законные права и интересы Заявителя.
Согласно доводу Заявителя:
"В позиции N 12 ТЗ указано:
12 |
Шприц для внутричерепных вливаний и промывания миндалин 5 см3 |
Объем |
см |
5 |
|
Шприц для внутричерепных вливаний и промывания миндалин 5 см3 |
Шприц медицинский стерилизуемый многоразовый стеклянный шприц 5 см |
Согласно положениям ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), устанавливает запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом.
Таким образом, в предмет закупки включены функционально и технологически не связанные между собой объекты закупки, являющиеся товарами разных товарных рынков, а именно, "Шприц для внутричерепных вливаний и промывания миндалин 5 см3", не применяется для инъекций, функционального назначение, которого - промываний.
Также, следует отметить на материал изготовления данного изделия - "стекло" и возможность неоднократного использования данного медицинского изделия, указывает на отсутствие функциональной и технологической взаимосвязи между позиции N12 ТЗ и остальными объектами закупки в лоте.
Таким образом, заказчиком, в нарушение ч.3 ст.17 N135-ФЗ объединены в один лот функционального не связанные товары"
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 указанной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.
Медицинские изделия, объединенные в данной закупке относятся к одной группе товаров - медицинские изделия и предназначены для обеспечения непрерывного лечебного процесса медицинскими изделиями Заказчика в соответствии с его потребностями, спецификой деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного обеспечения пациентов медицинскими изделиями.
Из анализа положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к товарам, услугам и работам, исходя из собственных потребностей. В то же время, при закупке товаров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчик обязан соблюдать требования статьи 33 Закона о контрактной системе, запрещающие устанавливать требования к товару, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель, указывая на неправомерность объединения в один лот указанных товаров, не представил в жалобе доводов, свидетельствующих об ограничении конкуренции, об обособленности товарных рынков вышеуказанных товаров, вследствие чего возможно ограничение количества участников закупки.
На рассмотрение жалобы Заявитель также не явился, доводов свидетельствующих об обоснованности довода жалобы не представил, в связи с чем признается необоснованным.
Комиссия отмечает, что жалоба также содержит доводы в части обжалования обоснования начальной (максимальной) цены контракта, однако проверка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия Крымского УФАС России, определенные Федеральным законом о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы оставлен без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.С. Демченко
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 апреля 2021 г. N 082/06/106-749/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2021