Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев с использованием системы видео-конференц-связи жалобу ИП Смирновой Н.В. (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Управления Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172100008121000014) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно жалобе Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в ЕИС не размещены разъяснения положений документации об Аукционе и не внесены соответствующие изменения в документацию об Аукционе на основании соответствующего запроса Заявителя;
2) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено положение, ограничивающее возможность физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, принять участие в Аукционе;
3) в документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлено требование об указании участниками Аукциона в составе своих заявок конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг;
4) Заказчиков ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта;
5) Заказчиком в документации об Аукционе в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлен перечень запасных частей, используемых при оказании услуг в рамках исполнения обязательств по государственному контракту, что не позволяет участникам закупки сформировать предложение в отношении объекта закупки и подать заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 930 732 рубля;
3) источник финансирования - за счет бюджетных средств, КБК - 43801059090090019244;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.04.2021;
5) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 26.04.2021;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Горизонт" с минимальным предложением о цене контракта 921 424,68 рубля.
1. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в ЕИС не размещены разъяснения документации об Аукционе и не внесены соответствующие изменения на основании соответствующего запроса Заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса на разъяснение документации об аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе 20.04.2021.
Согласно жалобе Заявителя 17.04.2021 в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки Заявителем направлен запрос о представлении разъяснений положений документации об Аукционе (далее - Запрос).
Вместе с тем в срок, регламентированный частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчиком в ЕИС не размещены разъяснения положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком не размещены разъяснения положений документации об Аукционе в силу отсутствия сотрудников, ответственных за размещение документов в ЕИС.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего разъяснения положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено положение, ограничивающее возможность физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, принять участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В пункте 2.1 раздела 2 технического задания документации об Аукционе (далее - Техническое задание) указано, что исполнитель обеспечивает выполнение требований качества и экологической безопасности к оказываемым Услугам, предусмотренным указанными стандартами. Услуги по комплексному обслуживанию лифтов систем диспетчеризации и аварийно-техническому обслуживанию лифтов могут оказываться только специализированной лифтовой организацией, квалифицированным и аттестованным персоналом, сертифицированным оборудованием и специальным инструментом.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании необоснованно установлено ограничение для участия физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов" пециализированной лифтовой организацией является юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диспетчерскому контролю лифтов.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что указанный нормативно-правой акт утратил силу.
При этом согласно действующему нормативному правовому акту в сфере обслуживания лифтов, а именно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" специализированная организация - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предметом деятельности которых является осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также по ремонту объектов.
Кроме того, в пункте 3.10 ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" указано "специализированная организация" - субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации, располагающий материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и монтажу лифтов.
Таким образом, указанные нормативно-правовые акты не ограничивают возможность осуществлять услуги по обслуживанию лифтового оборудования физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в пункте 4 раздела 2 документации об Аукционе указано, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование об указании участниками Аукциона в составе своих заявок конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования (далее - Услуги).
Пунктом 6.3 раздела 6 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная указанным подпунктом документации об Аукционе, включается в заявку на участие в Аукционе в случае отсутствия в документации об Аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об Аукционе.
В приложении N1 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Так, например, в пункте 1 таблицы Приложения N 1 для товара "Выключатель для скрытой подводки одноклавишный" установлен показатель "степень защиты выключателя по коду IP" в значении "не менее IP45", в пункте 5 таблицы Приложения N 1 для товара "Бирки маркировочные" установлен показатель "толщина" в значении "должен быть не более 0,8".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (приложение N1 к техническому заданию документации об Аукционе) (далее - Приложение N 1) значения показателей, указанные с наречием "не менее", означают, что участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, которые должны быть более указанных значений или равное им, такие значения включают диапазон допустимых значений. Значения показателей, указанные с наречием "не более", означают, что участнику закупки необходимо указать конкретные показатели, значения которых не должно превышать указанных в требованиях значений, такие значения включают диапазон допустимых значений.
При этом Комиссией установлено, что расходные материалы, указанные в Приложении N 1, используются при оказании Услуг, без которых невозможно оказать Услуги.
Следовательно, Заказчик не вправе требовать от участников закупки указания в своих заявках конкретных показателей расходных материалов.
В связи с эти надлежащим исполнением требований, предусмотренных Законом о контрактной системе, является указание в заявках на участие в закупке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к содержанию первых частей заявок на участие в Аукционе о предоставлении конкретных показателей товаров.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего требования, не предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в том числе в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В связи с тем, что контроль правомерности формирования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
6. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлен перечень запасных частей, используемых при оказании Услуг в рамках исполнения обязательств по государственному контракту, что не позволяет участникам закупки сформировать предложение в отношении объекта закупки и направить заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является оказание Услуг.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что описание объекта закупки сформировано на основании потребностей Заказчика.
Так, Комиссией установлено, что в документации об Аукционе Заказчиком определен срок оказания Услуг до 31.12.2021, количество обслуживаемых лифтов, а также указаны запасные части, используемые при оказании Услуг (приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе).
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Решением ФАС России от 27.04.2028 N 20/44/105/530 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем составлении положений проекта государственного контракта документации об Аукционе;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащим описании объекта закупки;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении требований к составу первых частей заявок на участие в Аукционе, избыточных требований, предъявляемых к участникам Аукциона, а также в установлении Заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению таких заявок.
В действиях единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) установлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе.
На основании Решения Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание о необходимости внесения изменений в документацию. Срок исполнения предписания - 24.05.2020.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Смирновой Н.В обоснованной в части:
- неразмещения Заказчиком разъяснений положений документации об Аукционе;
- неправомерного установления Заказчиком требований об указании участниками Аукциона в составе своих заявок конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг.
2. На основании части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод жалобы в отношении формирования начальной (максимальной) цены контракта не рассматривать.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 27.04.2020 по делу N 21/44/105/531, по данному решению предписание не выдавать.
6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 27.04.2020 по делу N 21/44/105/531 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2021 г. N 21/44/105/531
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021