Резолютивная часть решения оглашена "28" апреля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "30" апреля 2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "___" (от 19.04.2021 вх. N1967) на действия Заказчика - ООО "____" при проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение N1209000000221000001) для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N307-ФЗ) электронная площадка http://www.tektorg.ru,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО "__" (от 19.04.2021 вх. N1967) на действия Заказчика - ООО "___" при проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение N1209000000221000001) для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N307-ФЗ) электронная площадка http://www.tektorg.ru.
Информация о поступлении жалобы на действия Заказчика размещена на официальном сайте Мордовского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.mordovia.fas.gov.ru.
В связи с поступлением жалобы ООО "____" (далее - Заявитель), Мордовским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" в адрес Заявителя и Заказчика было направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. N953 от 21.04.2021 года).
В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 27 апреля 2021 года на 15 часов 00 минут. Одновременно сторонам предложено участвовать в дистанционном режиме рассмотрения жалобы по адресу: https://fas1.tconf.rt.ru/c/270420211455.
Для получения дополнительной информации объявлен перерыв. Рассмотрение жалобы назначено на 28 апреля 2021 года на 14 часов 30 минут. Сторонам предложено участвовать в дистанционном режиме рассмотрения жалобы по адресу: https://fas1.tconf.rt.ru/c/270420211455.
Из доводов жалобы Заявителя (вх. N1967 от 19.04.2021 года) следует, что ущемляются его права, как участника конкурса, так и права неограниченного круга лиц, имеющих право учувствовать в конкурсе ввиду следующих обстоятельств:
1. По мнению Заявителя, подпункт 2.2. пункта 33 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме (утв. генеральным директором ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" от 10.03.2021 года) не содержит требования к участникам закупки, в части наличия конкретного вида аттестата, который требуется по закону для проверки.
Согласно пункту 4.1 стать 23 и части 3 статьи 5 Федерального закона 30.11.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а также в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.01.2012 года N 07-06-21/33 в обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в уставных (складочных) капиталах, которых доля государственной собственности составляет не менее 25% имеют право учувствовать аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты аудитора, выданные после 01 января 2011 года.
Без указания точного требования к аттестатам аудиторов, проводящих проверку, Заказчик фактически предлагает учувствовать и в дальнейшем оценивает квалификацию любых аудиторов, в том числе не имеющих права выполнения работ по предмету конкурса, таким образом Заказчик допускает к участию аудиторские организации, возможно не имеющие в своем составе аудиторов с правом проведения работ по предмету закупки.
Исходя из изложенного, Заявитель просит аннулировать результаты подведения итогов открытого конкурса в электронной форме (извещение N1209000000221000001) для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Вопрос, касающийся порядка оценки заявки Заявителя по показателю не стоимостного критерия: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" был снят Заявителем на заседании комиссии.
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы и представили письменные возражения с дополнениями (вх. N2178 от 26.04.2021 года, вх. N2234 от 28.04.2021 года), из которых следует:
Согласно пункту 4.1. статьи 23 Федерального закона 30.11.2008 года N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в котором предусмотрен прямой запрет по осуществлению обязательного аудита аудиторами, получившими квалификационные аттестаты в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Письму Минфина России N07-06-21/33 от 20.01.2012 с 1 января 2012 в обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний имеют право участвовать аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты аудитора, выданные после 1 января 2011, то есть фактически организации, предусмотренные частью 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности).
В пункте 17 Информационной карты конкурса содержит требование к участникам закупки: "Обязательные требования к участникам конкурса":
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: членство в саморегулируемом объединении аудиторов (в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"):
- пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями", которое указывает на то, что участник должен иметь в своем составе аудиторов с правом оказания услуг по предмету закупки.
Следует отметить, что Заявителем в составе заявки предоставлены квалификационные аттестаты аудиторов, выданные как до 01.01.2011 года, так и выданные после 01.01.2011 года.
Заказчик считает, что отсутствие конкретизации вида аттестата в извещении не является нарушением законодательства.
Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Закон об аудиторской деятельности определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Частью 4.1 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлено, что с 01.01.2012 аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.
При рассмотрении дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля государственного участия в совокупности превышает пятьдесят процентов, следовательно, относится к субъектам, указанным в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Согласно правовой позиции изложенной в письме Министерства финансов Российской Федерации от 20.01.2012 N 07-06-21/33, в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2012 в обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний имеют право участвовать аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты аудитора, выданные после 1 января 2011 г.
Между тем, установлено, что согласно пункту 17 Информационной карты конкурсной документации содержатся "Обязательные требования к участникам конкурса":
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: членство в саморегулируемом объединении аудиторов (в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"):
- пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями", которое указывает на то, что участник должен иметь в своем составе аудиторов с правом оказания услуг по предмету закупки.
При этом, в подпункте 2.2. "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" пункта 33 Информационной карты конкурсной документации указано, что оценивается предложение участника о количестве у участника закупки штатных и/или внештатных аудиторов, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении данного договора, с действующим квалификационным аттестатом аудитора.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что частью 4.1 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В связи с вышеизложенным, поскольку Заказчик не конкретизировал вид аттестата аудитора, имеющего право участвовать в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации по результатам рассматриваемого Конкурса, тем самым Заказчик фактически предлагает учувствовать и в дальнейшем оценивает квалификацию любых аудиторов, в том числе не имеющих права выполнения работ по предмету рассматриваемого конкурса.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "___" (от 19.04.2021 вх. N 1967) на действия Заказчика - ООО "____" при проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение N1209000000221000001) для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N307-ФЗ) электронная площадка http://www.tektorg.ru обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021