Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Н.А. Кожемяко,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/67-790/2021 по жалобе Заявителя о нарушении аукционной комиссией Заказчика при проведении аукциона в электронной форме N 0358300049321000245 "Осуществление закупки томографа рентгеновского компьютерного от 16 срезов с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца и головного мозга, в том числе перфузии и КТ-ангиографии для нужд МБУЗ ЦГБ г. Азова" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) без участия представителей Заявителя, Заказчика, привлеченного лица (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжалуются действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки Общества от участия в закупке.
Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
08.04.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении электронного аукциона и Документацию, согласно которым: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 29 000 000,00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 16.04.2021 10:00.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.04.2021 г.: на участие в закупке подано 3 заявки; 1 заявка отклонена от участия в процедуре торгов.
В соответствии с протоколом аукциона от 20.04.2021 г. в процедуре торгов принял участие 1 участник закупки; ценовое предложение составило - 28 855 000, 00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 21.04.2021 г. заявка ООО "Айтэмс" признана соответствующей требованиям Закона и Документации об аукционе.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1.1 Согласно протоколу рассмотрения заявок от 19.04.2021 г.: заявка N 109635572 отклонена от участия в процедуре торгов, с обоснованием: "не соответствует пункт 2.5 параметр "грузоподъёмность стола пациента, кг" и п. 2.8 параметр "диапазон измерения плотностей, е. Хаунсфильда"".
В соответствии с Разделом III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" Документации Заказчик указал, в том числе:
- 2.5 "Стол пациента" Грузоподъемность стола для пациента, кг - Не менее 220;
- 2.8 "Параметры сканирования" Диапазон измерения плотностей, е. Хаунсфильда - Не менее чем от -1000 до +8000.
Согласно заявки участника по указанным позициям, Заявителем указаны показатели товара, не соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в Документации:
- 2.5 "Стол пациента" Грузоподъемность стола для пациента, кг "205 Заказчиком допущена техническая ошибка! В соответствии с КТРУ 26.60.11.119-00000018 Предельная нагрузка на стол пациента: до 220 (кг)";
- 2.8 "Параметры сканирования" Диапазон измерения плотностей, е. Хаунсфильда - "от -1024 до + 3071 (Заказчиком допущена техническая ошибка! Максимальное значение данного параметра "от -1024" "до + 3071")".
Учитывая изложенное, Заявитель предоставил информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона, не соответствующую требованиям Документации об аукционе.
В силу ч. 4 ст. 67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика, правомерно отказала Заявителю в допуске к участию в закупке.
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что полномочия аукционной комиссии Заказчика при проверке первых частей заявок на участие в аукционе нормативно ограничены проверкой их соответствия требованиям документации об аукционе. Закон не предоставляет комиссии Заказчика права на принятие заявки, не соответствующей требованиям Документации, как и не допускает для аукционной комиссии возможности критики Документации или неприменения каких-либо ее положений. Обязанностью аукционной комиссии в данной части является проверка соответствия заявок на участие в аукционе формальным требованиям, сформулированным в Документации об аукционе Заказчиком. Иной подход к решению вопроса об объеме компетенции аукционной комиссии может повлечь за собой незаконное расширение ее полномочий и приобретение для Заказчика товаров, которые не соответствуют сформулированным в Документации требованиям, в целях приобретения которых организован аукцион.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями Документации и Инструкции по заполнению заявки.
Доводы Заявителя в обоснование своей позиции на несоответствие описания объекта закупки требованиям Закона, отклонены Комиссией Ростовского УФАС России, ввиду следующего.
В силу ч. 3 ст. 105 Закона, Заявителю предоставлено Законом право обжалования положений Документации об аукционе с 08.04.2021 г. по 09:59 (МСК) 16.04.2021 г. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) Заказчика, осуществляется только в судебном порядке.
Ввиду изложенного, жалоба Заявителя необоснованная.
2.1 В ходе рассмотрения дела установлены следующие нарушения:
В описание объекта закупки на поставку закупки томографа рентгеновского компьютерного установлены показатели, не соответствующие КТРУ.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены, помимо прочего, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
В силу п./п. а п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно Извещения Заказчик указал: Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, код КТРУ: 26.60.11.119-00000018. Характеристики:
ЭКГ-синхронизация Неважно
Денситометрия Неважно
Устройство трёхмерной визуализации Да
Виртуальная эндоскопия Неважно
Предельная нагрузка на стол пациента 220 Килограмм
Количество срезов за один оборот, максимальное 16 Штука
Апертура Гентри 700 Миллиметр
Дополнительные характеристики Томограф рентгеновский компьютерный от 16 срезов с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца и головного мозга, в том числе перфузии и КТ-ангиографии (согласно технического задания).
Согласно позиции КТРУ "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела" (Обязательное применение 14.09.2020 - Бессрочно) установлены следующие характеристики:
- Апертура Гентри (характеристика является обязательной для применения) 700 Миллиметр;
- Виртуальная эндоскопия (характеристика не является обязательной для применения) Да/Неважно;
- Денситометрия (характеристика не является обязательной для применения) Да/Неважно;
- Количество срезов за один оборот, максимальное (характеристика является обязательной для применения) 16 Штука;
- Предельная нагрузка на стол пациента (характеристика является обязательной для применения) 220 Килограмм;
- Устройство трёхмерной визуализации (характеристика не является обязательной для применения) Да/Неважно;
- ЭКГ-синхронизация (характеристика не является обязательной для применения) Да/Неважно.
Вместе с тем, в соответствии с Разделом III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" Документации Заказчик указал, в том числе:
- Апертура Гентри: от 700 (мм).
- Виртуальная эндоскопия: Неважно.
- Денситометрия: Неважно.
- Количество срезов за один оборот, максимальное: от 16 (шт.).
- Предельная нагрузка на стол пациента: до 220 (кг).
- Устройство трёхмерной визуализации: Да.
- ЭКГ-синхронизация: Неважно.
Следовательно, значения характеристик, указанные Заказчиком, не соответствуют позиции КТРУ, в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона.
Кроме того, в п. 2.5 "Стол пациента" Раздела III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" Документации об аукционе Заказчик указал грузоподъемность стола для пациента, кг - Не менее 220.
Таким образом, значения характеристик "Предельная нагрузка на стол пациента" и "Грузоподъемность стола для пациента" противоречат друг другу. Следовательно, описание объекта закупки в Документации не соответствует положениям ст. 33 Закона, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона.
2.2 Частью 3 ст. 14 Закона установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п. 3 Порядка, обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В обосновании невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчик сослался на п./п. "б" п. 2 Порядка.
Обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенное Заказчиком при публикации Извещения, не содержит: требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные Заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция (п./п. в п. 3 Порядка); функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным Заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (п./п. г п. 3 Порядка).
Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в Решении от 25.05.2020 г. по делу N 20/44/105/957, обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является некорректным, если не содержит сведения, предусмотренные п. 3 Порядка.
Виду изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России признает Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14 Закона.
2.3 Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 1236).
В Разделе III. "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" Документации о закупке Заказчик указал, в том числе, характеристики товара:
- 2.9 Программное обеспечение консоли оператора;
- 2.11 Базовое программное обеспечение рабочей станции врача с функцией обработки и анализа медицинских изображений;
- 2.12 Специализированное программное обеспечение рабочей станции врача.
Вместе с тем, в Документации об аукционе отсутствует запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением 1236, в том числе, отсутствует обоснование невозможности соблюдения такого запрета, в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона.
2.4 В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Постановление N 1042) общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В силу п. 11 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Вместе с тем, в п. 11.7, п. 11.13 Проекта контракта Заказчик указал степень ответственности, не в соответствии с п. 11, п. 12 Постановления N 1042.
Положения Проекта контракта не соответствуют п. 11, п. 12 Постановления N 1042, в нарушение ч. 5 ч. 8 ст. 34 Закона.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст.ст. 99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 23, ч. 5, ч. 8 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов и внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности ответственного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.А. Кожемяко
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 апреля 2021 г. N 061/06/67-790/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021