Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО поселок Шушары (далее - Заказчик):
ООО "Композиция" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13908-ЭП/21 от 22.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Муниципального образования поселок Шушары (ул. Школьная, д. 6, 8) и поставку товара при выполнении таких работ (извещение номер 0172300005421000026) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300005421000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 085 360,00 рублей.
В жалобе ООО "Композиция" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки;
- нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу ч. 4 ст. 54.4. Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Из содержания раздела 19 "Требования к содержанию, составу заявки" конкурсной документации следует, что первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать:
"19.8. Первая часть заявки должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к закупаемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации.
Данным разделом документации предусмотрены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единица измерени |
2 |
Скамейка |
Материалы изготовления скамейки |
Элементы настила представляют собой доски или бруски, номинальной толщиной не менее 25 мм, номинальной шириной не более 100 мм |
|
Форма материала деревянного настила |
квадратная; прямоугольная |
|
Заявитель обжалует отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки указаний, позволяющих достоверным образом представить значения о приведенных показателях.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами конкурсной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации (пункт "Инструкция по заполнению формы "Сведения о товарах").
Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"Участник закупки указывает конкретные значения параметров в отношении выбранного типа, вида, класса, исполнения, сорта, группы, марки или конструктивного исполнения товара, соответствующих значениям, установленным документацией о закупке (далее - документация) и подлежащих проверке Заказчиком.
Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное(ые) значение(я) параметра, более указанного значения, включая крайнее.
Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное(ые) значение(я) параметра, менее указанного значения, включая крайнее.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союзов "и", "или", символа "," то участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных союзом "или" и указать все значения или диапазоны значений, перечисленные через союз "и" и символ ",".
Из положений инструкции следует, что участникам закупки надлежит представить значения спорных показателей, выбрав конкретные варианты из возможных альтернативных значений, а также представив конкретные значения минимальных и максимальных показателей.
Таким образом, положениями инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрены указания по предоставлению значений спорных показателей, при этом из доводов жалобы не следует, что данная инструкция содержит какие-либо противоречия либо не позволяет представить соответствующее предложения о характеристиках товаров, а напротив содержит исключительно оценочные суждения Заявителя о возможных неблагоприятных последствиях для участников закупки.
Частью 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений документации, он был вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений конкурсной документации, однако данным правом не воспользовался.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является несостоятельным.
2. Приложением N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации предусмотрены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единица измерени |
1 |
Урна уличная |
Номинальный размер толщины досок |
до 60* |
мм |
Номинальный размер ширины досок |
до 200* |
мм |
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки на участие в конкурсе предусмотрены следующие указания:
"В случае, если требуемый параметр сопровождается знаком * (звездочка), то вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить значение такого параметра как значение, которое не может изменяться.
В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком *(звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)".
Заявитель указывает на наличие противоречия между приведенными пунктами инструкции.
Представитель Заказчика пояснил, что структура Приложения N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации имеет табличную форму, в которой им выделены столбцы "Требуемый параметр" и "Требуемое значение", а приведенные положения инструкции относятся в первом случае к требованиям, поименованным в столбце "Требуемый параметр", а во втором случае - в столбце "Требуемое значение".
Таким образом, участникам закупки надлежало представить конкретные значения спорных показателей, применив следующий пункт инструкции:
"Символ "<", предлог "до" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное(ые) значение(я) параметра, менее указанного значения".
Заявителем в свою очередь доказательств обратного не представлено, ввиду чего основания полагать, что спорные пункты инструкции противоречат друг другу - отсутствуют.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является несостоятельным.
3. Приложением N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации предусмотрены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единица измерени |
4 |
Качели "Гнездо" |
Описание |
количество подвесных сидений не менее 2, разных размеров |
|
Сиденье |
должно быть выполнено в форме круга или овала |
|
||
Размеры сиденья |
не более 120х130 |
мм |
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки на участие в конкурсе предусмотрены следующие указания:
"Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное(ые) значение(я) параметра, более указанного значения, включая крайнее.
Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное(ые) значение(я) параметра, менее указанного значения, включая крайнее.
В случае, если требуемое значение представлено в виде АВ или А
В
С и перед ним прописано буквенное требование "не менее" или "не более", то данное требование распространяется на каждый показатель.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз".
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчику надлежит указывать именно те показатели, которые отражают его действительную потребность, указание которых обусловлено целью поставки товара, наиболее соответствующему целям закупки.
Вместе с тем описание данного товара составлено Заказчиком таким образом, что с одной стороны ему требуется изделие, конструкцией которого предусмотрено наличие двух и более сидений различных размеров, вместе с тем с другой стороны участникам закупки надлежит указать конкретные габаритные и конструктивные характеристики одного сидения, что не позволяет в полной мере определить действительную потребность Заказчика.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки. Данный довод жалобы является обоснованным.
4. Приложением N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации предусмотрены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единица измерени |
3 |
Информационный стенд тип 2 |
Материал изготовления опоры информационного стенда |
|
|
Размер наружный А трубы металлической |
не менее 60 |
мм |
||
Наружный диаметр опоры информационного стенда |
от 40 |
мм |
||
Размер наружный В трубы металлической |
не более 50 |
мм |
||
Толщина стенки опоры информационного стенда |
не менее 2.8 |
мм |
Заявитель обжалует невозможность сопоставления показателя "Толщина стенки опоры информационного стенда" с нормами государственных стандартов.
Вместе с тем при описании данной товарной позиции Заказчиком установлено требование к показателю "Материал изготовления опоры информационного стенда", а именно: "ГОСТ 3262; ГОСТ 8645".
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки на участие в конкурсе предусмотрены следующие указания:
"В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз".
Таким образом, предоставляя сведения о значении спорного показателя участнику закупки надлежит учитывать необходимость его соответствия ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" либо ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент".
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
5. Приложением N 3 "Форма "Сведения о товарах". Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товарах, поставляемые Подрядчиком при выполнении закупаемых работ" к конкурсной документации предусмотрены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единица измерени |
8 |
Веревочный городок ВГ-36 |
Описание |
Веревочный городок состоит из опорных столбов U-формы оранжевого цвета, изготовленных из оцинкованной металлической трубы с порошковым покрытием наружным диаметром от 100 мм_ Металлические трубы соответствуют ГОСТ 3262 |
|
Таблицей 1 ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" не предусмотрено значение показателя "Наружный диаметр" равное 100 мм, следовательно, требование Заказчика "_наружным диаметром от 100 мм_" является нестандартным.
Надлежащее обоснование необходимости использования нестандартных требований при описании показателей товаров в конкурсной документации отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
6. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 54.1, 54.3, 54.4, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Композиция" обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2021 г. N 44-1985/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2021