Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 8" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "СтройИнжиниринг" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 13821-ЭП/21 от 22.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного на выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) 4 типа здания объекта "СПб ГБУ Центр для детей сирот и детей оставшихся, без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N8" по адресу: СПб, ул. Ивана Черных, д. 11-а, лит. А (извещение номер 0372200227321000017) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200227321000017. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 236 710,00 рублей.
В жалобе ООО "СтройИнжиниринг" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки;
- размещении в единой информационной системе разъяснений положений документации об аукционе, которые изменяют ее суть;
- нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документацией об аукционе предусмотрены следующие требования к составу первой части заявки:
подпункт 3.1.3. части I |
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: |
В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен представить следующие сведения: 1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). 2. При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе |
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к закупаемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ" к Техническому заданию конкурсной документации.
В отношении товара по позиции 3 "Контроллер тип 2" Заказчиком установлено требование:
"Сопротивление ШС охранной сигнализации:
- от 1,0 до 2,8 кОм* либо от 10 до 20 кОм - состояние "Пожар".
Заявитель обжалует отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки указаний о предоставлении спорного показателя.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части установлена Заказчиком в разделе 5 "Инструкция по заполнению I и II частей заявки на участие в аукционе" документации об аукционе.
Положениями инструкции предусмотрены, в том числе, следующие указания:
"Предложение участника не должно содержать слов, сокращений и словосочетаний: "или эквивалент", "или", "более", "не более", "менее", "не менее", "должен", "будет" "и/или", "либо", "возможно" (и его производные), "может", "не выше", "не ниже", "примерно", "около", "допустимый", "допускается", "требуемый", "требуется", "приблизительно", "от", "до", "шире", "уже", "не превышает" и его производные, "максимальное", "минимальное", "предельное" и их производные), символов "<", ">", "", "
", "
", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требования, указанным в Техническое задание".
Из пояснений представителей Заказчика следует, что участникам закупки надлежало представить одно из альтернативных значений, разделенных союзом "либо", т.е.:
1. "Сопротивление ШС охранной сигнализации:
- от 1,0 до 2,8 кОм* - состояние "Пожар";
2. "Сопротивление ШС охранной сигнализации:
- от 10 до 20 кОм - состояние "Пожар".
Заявителем доказательств обратного не представлено.
Таким образом, положениями инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрены указания по предоставлению значения спорного показателя, при этом из доводов жалобы не следует, что данная инструкция содержит какие-либо противоречия либо не позволяет представить соответствующее предложение о характеристиках товаров.
2. В отношении товара по позиции 14 "Оповещатель тип 4" Заказчиком установлено требование:
"Устройство сохраняет работоспособность в следующих условиях:
температура окружающей среды, °С: от минус 10 до плюс 55".
Заявитель обжалует отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки указаний о предоставлении спорного показателя.
Положениями инструкции предусмотрены, в том числе, следующие указания:
"В случае установления соответствующих значений, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей, с использованием слов/словосочетаний "более _ менее_", "менее _ более", "не менее _ менее_", "более _ не более_", "менее _. не более_", "не более _ менее_", "не более _ более_", "не более _ не менее", "не менее _ не более_", "от ... до ...", участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования указанных слов.
Во всех остальных случаях, не указанных выше в документации, значения показателей и слова, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать сведения о значениях данных показателей и слов точно в соответствии с Техническим заданием".
Рассматриваемый показатель содержит слова "от" и "до", следовательно, участникам закупки надлежит представить его значение в виде одного конкретного числа.
Согласно ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что участникам закупки надлежало представить значение спорного показателя в неизменном виде, о чем им были представлены соответствующие разъяснения в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе.
В адрес Заказчика поступил запрос на предоставление разъяснений положений документации об аукционе следующего содержания:
"Требование: - температура окружающей среды, °С: от минус 10 до плюс 55.
Следуя инструкции Участник должен указать одно конкретное значение. Или же это опечатка?".
19.04.2021 в 18 часов 21 минуту Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены разъяснения положений документации об аукционе, в которых учреждение ответило на запрос следующим образом:
"Значения показателей необходимо указывать в соответствии с требованиями инструкции.
"Во всех остальных случаях, не указанных выше в документации, значения показателей и слова, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать сведения о значениях данных показателей и слов точно в соответствии с Техническим заданием".
Указанные разъяснения изменяют суть документации, поскольку фактически дополняют ее пунктом, позволяющим отнести характеристику к виду показателей, значения которых не могут изменяться.
При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
3. В отношении товара по позиции 4 "Контроллер тип 3" Заказчиком установлено требование:
"Диапазон рабочих температур, °C: не менее -40_не более+60".
Заявитель обжалует отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки указаний о предоставлении спорного показателя.
Положениями инструкции предусмотрены, в том числе, следующие указания:
"В случае установления соответствующих значений, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей, с использованием слов/словосочетаний "более _ менее_", "менее _ более", "не менее _ менее_", "более _ не более_", "менее _. не более_", "не более _ менее_", "не более _ более_", "не более _ не менее", "не менее _ не более_", "от ... до ...", участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования указанных слов".
Из пояснений представителей Заказчика следует, что участникам закупки надлежало представить значение спорного показателя в виде конкретного значения, о чем им были представлены соответствующие разъяснения в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе. Заявителем доказательств обратного не представлено.
4. К товару по позиции 1 "Прибор тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, требования: "Радиоканальный пульт управления, индикации и контроля сегментом для работы в системе, 8 адресных индикаторов: разделы или группы разделов, 5 статусных индикаторов: пожар, тревога, неисправность, связь, питание: встроенный звук. сигнализатор: максимальная дальность радиоканала, м: до 1300, элементы питания CR123A 3В (2 шт.), t-раб., °С: не менее -30 - менее +60. Диапазон рабочих температур, °С: более -30 - менее +60".
Положениями инструкции предусмотрены, в том числе, следующие указания:
"Символ ">", а также слова: "более", "выше", "лучше", "от" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения.
Символ "", а также слова: "не менее", "не ниже" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
В случае установления соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_ - не более_.", "более _. - не более_", "_..-_..", "не менее_ - менее_.", "более_ - менее_.", " _. ... .... ", "от .... - до ....", "не более_ - менее_", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона), без использования указанных слов. Установление показателей, которые определяются диапазоном значений, обусловлено тем, что необходимый товар обладает/имеет интервальные значения ряда показателей в соответствии с потребностями заказчика и/или техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
Таким образом, с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки, описание требований к рабочей температуре изделия составлены таким образом, что позволяют представить противоречивые характеристики предлагаемого товара.
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчику надлежит указывать именно те показатели, которые отражают его действительную потребность, указание которых обусловлено целью поставки товара, наиболее соответствующему целям закупки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки. Данный довод жалобы является обоснованным.
5. В отношении товара по позиции 17 "Выключатели автоматические" Заказчиком установлено требование:
"Автоматические выключатели должны быть предназначены для защиты распределительных и групповых цепей, имеющих различную нагрузку:
- электроприборы, освещение
- выключатели с характеристикой В,
- двигатели с небольшими пусковыми токами (компрессор, вентилятор)
- выключатели с характеристикой C_".
Заказчик пояснил, что приведенные в названном разделе документации об аукционе характеристики отражают его действительные потребности в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок. Заявитель доказательств обратного не представил.
6. На участие в закупке были поданы Заявки 22 участников, при этом 19 из них были допущены к участию в нем (в том числе, заявка Заявителя), в связи с чем Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Также Комиссия УФАС отмечает, что.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИнжиниринг" обоснованной в части доводов об утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки; размещении в единой информационной системе разъяснений положений документации об аукционе, которые изменяют ее суть и нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2021 г. N 44-1989/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2021