Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей ФГБУЗ Санкт-Петербургская клиническая больница Российской академии наук (далее - Заказчик):; ООО "Спика-Строй" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12684-ЭП/21 от 13.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на электромонтажные работы и монтаж прочего электрического оборудования в помещениях водолечебницы для нужд СПб больница РАН (извещение N 0372100001021000045) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100001021000045. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 808 489, 14 рублей.
ООО "Спика-Строй" указало в жалобе на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.04.2021 N 0372100001021000045-1-1 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) Заявка не соответствует пункту 18.5 Раздела 18. Документации об аукционе: в заявке участника не предоставлены конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в Приложении N2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), поставляемых при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям. (публикуется отдельным файлом)" к Документации об аукционе: 1) Позиция 1 (Выключатель автоматический полюсный тип 1.) - Значение показателя "Номинальное рабочее напряжение" заполнено не в соответствии с Порядком предоставления информации о конкретных показателях. Требование технического задания: Наименование показателя: Номинальное рабочее напряжение требуется: Требования к значениям показателя: 230/400 В В заявке: Наименование показателя: Номинальное рабочее напряжение: Значение показателя: не нормируется Согласно Порядку предоставления информации о конкретных показателях: Показатели, по которым участнику необходимо предоставить в первой части заявки требование к значением показателей, наименование показателя и единицу измерения без изменения; при этом первая часть заявки участника должна быть без слов и выражений должен быть, требуется, нужно, необходим и подобных в любом роде числе и падеже; положения инструкции, которые указывают на неизменный показатель, являются приоритетными. К этим показателям относятся следующие показатели: - наименование показателя содержит выражение "требоваться (-уются), (-уется):" / требование к значению показателя содержит любые числовые значения, буквенные выражения, числа, слова, знаки, символы и словосочетания".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
В отношении товарной позиции "Выключатель автоматический полюсный тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"Номинальное рабочее напряжение требуется: Требования к значениям показателя: 230/400".
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрен порядок предоставления показателей, которым, по мнению комиссии Заказчика следовало руководствоваться участнику:
"Показатели, по которым участнику необходимо предоставить в первой части заявки требование к значением показателей, наименование показателя и единицу измерения без изменения; при этом первая часть заявки участника должна быть без слов и выражений должен быть, требуется, нужно, необходим и подобных в любом роде числе и падеже; положения инструкции, которые указывают на неизменный показатель, являются приоритетными. К этим показателям относятся следующие показатели: - наименование показателя содержит выражение "требоваться (-уются), (-уется):" / требование к значению показателя содержит любые числовые значения, буквенные выражения, числа, слова, знаки, символы и словосочетания".
Вместе с тем, в отношении спорной товарной позиции предусмотрены следующие взаимосвязанные требования:
"номинальное рабочее напряжение требуется: 230/400В
Выключатель: количество полюсов 1 или 2 шт
Выключатель - соответствие нормативно-технической документации: ГОСТ Р 50345-2010"
Инструкцией по заполнению первой части заявки также предусмотрены особенности предоставления показателей в отношении альтернативных значений показателей:
"Показатели, для которых указаны варианты значений в требовании к значению показателя, и участнику закупки в первой части заявки необходимо указать одно или несколько значений такого показателя без изменения, которое разделено соответствующим знаком и/или символом и/или союзом без использования в предложенном значении этих знаков и/или символов и/или союзов, при этом наименование показателя и единица измерения предоставляется без изменения, без слов и выражений должен быть, требуется, нужно, необходим и подобных в любом роде числе и падеже, а так же конкретные значения для выбранных вариантов значений, соответственно; для показателей, которые установлены для других вариантов значений, участник указывает вместо значения показателя словазнаки: "не определяется", "
не нормируется
", "Х".
В соответствии с положениями таблицы 1 ГОСТ Р 50345-2010, значение номинального напряжения 230/400В распространяется на автоматические выключатели с 1 полюсом.
Анализ первой части заявки участника показал, что им предложен товар, обладающий характеристиками:
"количество полюсов: 2, Номинальное рабочее напряжение: Значение показателя: не нормируется".
Таким образом, представленное участником значение показателя по спорной товарной позиции соответствует требованиям порядка предоставления показателей, а также положениям нормативном технической документации.
Следовательно, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной, а в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спика-Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2021 г. N 44-1991/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2021