Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):, в отсутствие представителей ОАО "Фирма Медполимер" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 12563-ЭП/21 от 26.02.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного средства натрия хлорид (извещение N 0372100049621000475) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049621000475. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 883 500, 00 рублей.
В жалобе ОАО "Фирма Медполимер" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями (далее-МНН) или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документация о закупке в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - особенности Описания) утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 5 Особенностей описания при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка лекарственных препаратов:
N п/п |
Наименование (международное непатентованное наименование лекарственного средства) |
Код по ОКПД 2 |
Функциональные, технические и качественные характеристики* |
Единица измерения |
Количество |
КТРУ |
1 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
21.20.10.134 |
Раствор натрия хлорида 0,9%, для инфузий объём 100 мл. Натрия хлорид применяется во всех лечебных отделениях стационара, поэтому раствор должен быть НЕ в СТЕКЛЯНОЙ таре из-за хрупкости и тяжести на любом этапе обращения, и НЕ в КОНТЕЙНЕРЕ полимерном по причине невозможности складировать (хранить) данные бесформенные ёмкости в ходе их обращения. Любая иная первичная упаковка должна быть с не менее чем двумя стерильными и независимыми друг от друга портами (один для приготовления раствора, другой для подключения капельницы), под которыми должен находиться резиновый диск или эквивалентный материал, обеспечивающий герметичное закрытие (спадание) места прокола после извлечения аспирационной иглы (приспособления), капельницы.* |
мл |
5800000 |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
2 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
21.20.10.134 |
Раствор натрия хлорида 0,9%, для инфузий объём 1000 мл. Натрия хлорид применяется во всех лечебных отделениях стационара, поэтому раствор должен быть НЕ в СТЕКЛЯНОЙ таре из-за хрупкости и тяжести на любом этапе обращения, и НЕ в КОНТЕЙНЕРЕ полимерном по причине невозможности складировать (хранить) данные бесформенные ёмкости в ходе их обращения. Любая иная первичная упаковка должна быть с не менее чем двумя стерильными и независимыми друг от друга портами (один для приготовления раствора, другой для подключения капельницы), под которыми должен находиться резиновый диск или эквивалентный материал, обеспечивающий герметичное закрытие (спадание) места прокола после извлечения аспирационной иглы (приспособления), капельницы.* |
мл |
28000000 |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
3 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
21.20.10.134 |
Раствор натрия хлорида 0,9%, для инфузий объём 250 мл. Натрия хлорид применяется во всех лечебных отделениях стационара, поэтому раствор должен быть НЕ в СТЕКЛЯНОЙ таре из-за хрупкости и тяжести на любом этапе обращения, и НЕ в КОНТЕЙНЕРЕ полимерном по причине невозможности складировать (хранить) данные бесформенные ёмкости в ходе их обращения. Любая иная первичная упаковка должна быть с не менее чем двумя стерильными и независимыми друг от друга портами (один для приготовления раствора, другой для подключения капельницы), под которыми должен находиться резиновый диск или эквивалентный материал, обеспечивающий герметичное закрытие (спадание) места прокола после извлечения аспирационной иглы (приспособления), капельницы.* |
мл |
24000000 |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
4 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
21.20.10.134 |
Раствор натрия хлорида 0,9%, для инфузий объём 500 мл. Натрия хлорид применяется во всех лечебных отделениях стационара, поэтому раствор должен быть НЕ в СТЕКЛЯНОЙ таре из-за хрупкости и тяжести на любом этапе обращения, и НЕ в КОНТЕЙНЕРЕ полимерном по причине невозможности складировать (хранить) данные бесформенные ёмкости в ходе их обращения. Любая иная первичная упаковка должна быть с не менее чем двумя стерильными и независимыми друг от друга портами (один для приготовления раствора, другой для подключения капельницы), под которыми должен находиться резиновый диск или эквивалентный материал, обеспечивающий герметичное закрытие (спадание) места прокола после извлечения аспирационной иглы (приспособления), капельницы.* |
мл |
39 000 000 |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
5 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
21.20.10.134 |
натрия хлорид: изотонический раствор для инфузий 0,9% 200 мл или эквивалент; бутылки стекляные или эквивалентные приспособления для установки в инжектор при проведении ПЭТ. Применение по показаниям: разведение растворов для проведения ПЭТ. |
мл |
47 000 |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
6 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
21.20.10.134 |
натрия хлорида 90 мг в 10 мл. Применение по показаниям: в качестве растворителя для различных препаратов. |
мл |
70 000 |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
*В соответствии со ст.33 ч.1 п.1 ФЗ-44 документация об электронном аукционе должна содержать сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ, об условиях исполнения контракта, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика ( ч. 2 ст. 33 ФЗ-44: "_ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям_". Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
По причине отстутсвия иной возможности описать объект закупки, требуемый Заказчику для оказания медицинской помощи гражданам, Заказчик, в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - постановление Правительства N 1380) исполнил все требования.
Не исключая следующие требования постановление Правительства N 1380:
На основании пункта 6: "Описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 постановление Правительства N 1380, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: а) обоснование необходимости указания таких характеристик; б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться". Таким образом, исполнен пункт 6 и опубликованная документация содержит описание объекта закупки и обоснование необходимости указанния таких характеристик.
На основании пункта 5 "в", допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, для растворов для инфузий. Объем изменению не подлежит. Является неизменной величиной и не подлежит перерасчету.
На основании пунктов 5 "е", "и": допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.) и иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата. В соответствии с официальной информацией, размещённой в едином государственном реестре лекарственных средств "grls.rosminzdrav.ru", Заказчик выявил не менее 8 (восьми) зарегистрированных производителей требуемого товара, соответствующих требованиям описания объекта закупки в полной или частичной мере.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования, ограничивающие количество участников закупки и ограничивающие конкуренцию.
Анализ требований к лекарственным позициям показал, что Заказчиком по всем позициям установлена форма выпуска препаратов - раствор для инфузий.
Объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата для растворов для инфузий, указан в соответствии п.5 (в) Особенностей описания.
Комиссия УФАС отмечает, что иных дополнительных требований к характеристикам лекарственного препарата, в том числе к упаковке Заказчиком не установлены.
Доводы Заявителя об установлении требований к конкретным показателям товара, которые не позволяют Заявителю предложить к поставке реализуемый им на рынке товар, что ограничивает количество участников закупки, признаны несостоятельными. Техническое задание документации о закупке содержит требования к показателям, обеспечивающим потребность Заказчика, обусловленную осуществляемыми видами деятельности Заказчика. Законодательством о контрактной системе не установлены нормы о формировании требований к конкретным показателям товаров, соответствующим всем товарам, присутствующим на товарном рынке.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО "Фирма Медполимер" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2021 г. N 44-1969/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2021