Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Никитиной Л.В. (вх. N 006881/э) (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Клиническая больница Свердловского района" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (пробирки вакуумные) (изв. N 0356500006421000149),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500006421000149 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (пробирки вакуумные).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 996 650,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.04.2021 г.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчик.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке вакуумных пробирок.
Комиссия отмечает, что согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару и материалам не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Заказчик не закупает конкретный товар у конкретных производителей, а указывает характеристики, согласно которым поставщик должен поставить товар в соответствии с потребностями Заказчика, и наличие которых будет способствовать оказанию своевременной и безопасной медицинской помощи. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не подтверждает нарушение заказчиком прав этих лиц, а также не указывает на ограничение Заказчиком числа участников торгов.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание" (далее - ТЗ, Техническое задание).
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно указал в Техническом задании следующие функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки: Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания КТРУ 32.50.50.000-00001515.
Согласно позиции 6 Технического задания установлены следующие требования:
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания |
Материал пробирки |
пластик |
Количество в упаковке |
неважно |
|
Объем |
1 мл |
|
Диаметр |
13 мм |
|
Высота |
55 мм |
|
Дополнительные характеристики |
|
|
Регистрационное удостоверение Минздрава России |
наличие |
|
Предназначен |
для исследования сыворотки крови |
|
Взятие венозной крови осуществляется "закрытым" вакуумным способом |
соответствие |
|
Внутренняя часть пробки из бромбутилкаучука с углублением |
соответствие |
|
Добавка |
активатор свертывания кремнезем в виде мелкодисперсного напыления на стенках контейнера |
|
Этикетка на русском языке содержит следующую информацию |
наименование изготовителя или товарный знак изготовителя, наименование изделия, знак стерильности, способа стерилизации, знак однократности применения, номер серии, срок годности, номинальная вместимость, наименование добавки, линия наполнения, место для записи информации о пациенте |
|
Внешний невакуумный светозащитный адаптер (допированный красителем, ослабляющим солнечный свет) |
наличие |
|
Адаптер увеличивает размер пробирки до 13 |
соответствие |
|
Диск с углублениями переменной глубины, расположенный ниже колпачка пробирки |
соответствие |
|
Тройной отрывной цифровой код |
не менее 3 шт. |
|
Упаковка |
штатив из термоизолирующего материала |
Заказчик в своей письменной позиции указал, что по совокупности требований, установленных в п. 6 Технического задания, соответствуют пробирки как минимум 4 производителей:
1. Вейхай Хониюй Медикал Девайсез Ко., Лтд (ФСЗ 2009/05507 от 31.05.2010),
2. ООО "РАФЭЛ" (РЗН 2018/6757 от 24.01.2018),
3. SARSTEDT AG&Co (ФСЗ 2009/04702 от 23.12.2020),
4. "Грейнер Био-Уан ГмбХ" (ФСЗ 2011/09572 от 24.06.2019).
Комиссия отмечает, что формирование НМЦК осуществлялось на основании трех коммерческих предложений (ООО "ВЕК", ООО "Медицинские технологии", ООО "Диалог"), предоставленных с учетом запроса Заказчика, что свидетельствует о том, что как минимум 3 хозяйствующих субъекта готовы осуществить поставку товара, требования к которому установлены в техническом задании, на условиях, установленных аукционной документацией и проектом контракта.
Комиссией в адрес официальных представителей производителей Вейхай Хониюй Медикал Девайсез Ко., Лтд (представитель ООО "ЛАБ-Медика); ООО "РАФЭЛ"; SARSTEDT AG&Co направлены запросы о предоставлении сведений о соответствии производимых товаров требованиям Технического задания (исх. N 28.04.2021 г. N 005181-21).
В ответ на запрос ООО "РАФЭЛ" (вх. N007436/э от 29.04.2021 г.), ООО "ЛАБ-Медика (вх. N007437/э от 29.04.2021 г.) указали, что товары указанных производителей соответствуют требованиям, указанным в Техническом задании.
ООО "САРШТЕДТ" в ответе на запрос указало, что ни один из артикулов продукции производимой компанией SARSTEDT AG&Co не соответствует требованиям ТЗ.
Комиссия отмечает, что информация, полученная в ответ на запросы, также подтверждает наличие товаров еще как минимум двух производителей, отвечающих требованиям, установленным Заказчиком в Техническом задании.
Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика в спорной части нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Таким образом, с учетом имеющихся в материалах жалобы документов и информации, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Никитиной Л.В. на действия ГБУЗ ПК "Клиническая больница Свердловского района", при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (пробирки вакуумные) (изв. N 0356500006421000149) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 апреля 2020 г. N 006881/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021