Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Исток Аудио Трейдинг" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению в 2021 году слуховыми аппаратами инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000221000099),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0256100000221000099 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению в 2021 году слуховыми аппаратами инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 709 470,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 28.04.2021 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком не указана точная дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 63 Закона о закупках в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0256100000221000099 дата и время окончания подачи заявок установлено следующее - 28.04.2021 в 12:00.
В то же время, согласно п. 8.1 и п. 28 раздела 1 аукционной документации дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе установлено следующее - 27.04.2021 в 12:00.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что руководствуясь ч. 5 ст. 65 Закона о закупках 19.04.2021 г. Заказчиком было принято решение внести изменения в аукционную документацию. Данные изменения размещены в единой информационной системе 20.04.2021 г.
Согласно данным изменениям дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе в аукционной документации установлено в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона - 28.04.2021 в 12:00.
Таким образом в указанных действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не допущено.
2. Заявитель полагает, что Заказчиком не установлено требование о представлении в составе заявки регистрационного удостоверения на поставляемые товары.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 10 ст. 42 Закона о закупках заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, п. 15 аукционной документации Заказчиком установлены следующие Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств:
- в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Заказчиком устанавливаются ограничения и условия допуска радиоэлектронной продукции для товаров, происходящих из иностранных государств.
- в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126 н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
- в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 05 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком устанавливается ограничение допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно подп. 4 п. 26 раздела 1 аукционной документации вторая часть заявки должна содержать декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи - установленный пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно подп. 5 п. 26 раздела 1 аукционной документации вторая часть заявки должна содержать сертификат о происхождении товара, в соответствии с Постановлением РФ от 05 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия отмечает, что согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках, прямо указано, что запрещается требовать документы только в том случае если они передаются с товаром в соответствии с требованиями законодательства РФ, при этом не предусмотрено такое основание как требование в соответствии с контрактом.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила государственной регистрации медицинских изделий на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. N 1416 (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
В соответствии с п. 2, 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
На основании указанных норм государственная регистрация медицинского изделия подтверждает соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности регистрируемого медицинского изделия и его принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению, указанных в регистрационном удостоверении. При этом документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Вместе с тем из положений Правил государственной регистрации медицинских изделий, Закона об основах охраны здоровья граждан, с учетом определения понятия "медицинские изделия", содержащегося в части 1 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан и пункте 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, следует вывод о том, что любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, подлежат государственной регистрации.
Таким образом, при закупке медицинских изделий заказчику надлежит установить требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе копий действующих регистрационных удостоверений на закупаемые медицинские изделия, аукционной комиссии при рассмотрении заявок следует соотнести предложенный товар с товарами, указанными в представленных участником закупки регистрационных удостоверениях.
Данный вывод Комиссии соответствует позиции ФАС России, изложенной в Письме от 23.10.2014 г. N АД/43043/14, в котором указано, что требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, не установившего надлежащим образом требования о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе регистрационного удостоверения на медицинское изделие, имеется нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Относительно 3 и 4 довода жалобы Комиссия сообщает следующее.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 66 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно п. 5.1.3. проекта контракта исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 5-ти (Пяти) рабочих дней с момента подписания контракта, но не позднее даты поставки товара, предусмотренного пунктом 5.1.1. настоящего контракта копию лицензии на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологии на территории Пермского края в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданную на имя Участника закупки, либо копию лицензии на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологии на территории Пермского края в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), выданную на имя соисполнителя и копию договора субподряда на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологии на территории Пермского края.
Согласно п. 5.1.4. проекта контракта исполнитель обязан при обеспечении Товаром оказать услуги по подбору слухового аппарата согласно медицинским показаниям, индивидуальную настройку слухового аппарата, инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом, выдача слухового аппарата Получателю, обучение пользованием.
Комиссия отмечает, что обязанность исполнителя, указанная в п. 5.1.4 проекта контракта, не является предметом закупки, а является условием исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 г. N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", подбор и настройка слуховых аппаратов является медицинскими услугами. Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" лицензированию подлежит работа (услуга) по сурдологии-оториноларингологии.
На основании п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Поскольку предметом закупки является поставка слуховых аппаратов, а не их изготовление, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе. Заказчиком не установлен запрет на привлечение исполнителем соисполнителей.
Таким образом, установленные Заказчиком требования в аукционной документации являются необходимыми и достаточными для определения потребностей Заказчика и полностью соответствуют положениям действующего законодательства с учетом специфики объекта закупки.
Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, не ограничивающие количество участников электронного аукциона или доступ к участию в таком аукционе.
На основании указанного выше, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не обнаружено.
5. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 878).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о закупках при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Как было указано выше, в п. 15 аукционной документации Заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в частности, в соответствии с ПП РФ N 878.
В соответствии с ч. 4 ПП РФ N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона закупке подлежать товары, соответствующие коду ОКПД2 - 26.60.14.120 (аппараты слуховые). Таким образом закупаемый товар имеет класс "26" согласно коду ОКПД2.
В п. 1 перечня, утвержденному ПП РФ N 878, установлен код 26 включающий наименование радиоэлектронной продукции "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)".
Таким образом, поскольку закупаемые товары соответствую классу товаров, на которых распространяется действие положений ПП РФ N 878, Заказчиком правомерно установлено ограничение допуска в соответствии с ПП РФ N 878.
Относительно 6 и 7 доводов жалобы Комиссия сообщает следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 раздела 1 информационной карты аукционной документации описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в разделе 3 аукционной документации.
Согласно п. 2 разделу 3 аукционной документации Заказчику требуются слуховые аппараты, имеющие, в частности, следующие характеристики:
- перенос высокочастотных звуков в область слышимых более низких частот;
- самообучение пользовательским настройкам громкости;
- возможность беспроводной регулировки основных параметров настройки слухового аппарата;
Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные Технические требования и испытания" (далее - ГОСТ Р 51024-2012).
В письменных пояснениях Заказчик указал, что характеристики слуховых аппаратов выбирались исходя и того, что минимум 3 модели слуховых аппаратов разных производителей соответствуют данному требованию, а именно:
- слуховой аппарат "Bolero V 50 SP", производитель компания "Фонак АГ", страна происхождения - Швейцария.
- слуховой аппарат "Quantum2 16 HP" производитель компания "Unitron Hearing", страна происхождения - Канада.
- слуховой аппарат "NuEar Imagine 2 Pro", производитель компания "Старки Лабораторис, Инк.", страна происхождения - США.
В обоснование своей позиции Заказчиком в адрес Комиссии представлены коммерческие предложения, полученные от ООО "Стоматех-Л", ООО "Лоримед", ООО "Вертиго" с указанием технических характеристик.
Также при формировании технического задания Заказчиком было учтено мнение представителей регионального отделения Всероссийского общества глухих в рамках реализации соглашения о взаимодействии Заказчика в региональным отделением в целях формирования системы общественного контроля за оказанием государственных услуг инвалидам. Согласно письму председателя Пермского регионального отделения Всероссийского общества глухих предложено закупать слуховые аппараты в том числе с указанными выше характеристиками (в адрес Комиссии представлено письмо регионального отделения и соглашение о взаимодействии).
Комиссия отмечает, что включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Указанные характеристики необходимы Заказчику для соблюдения интересов инвалидов с нарушением слуха.
На основании указанного выше, Комиссия нарушений в действии Заказчика не усматривает.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Исток Аудио Трейдинг" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению в 2021 году слуховыми аппаратами инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000221000099) обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 апреля 2021 г. N 007175/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2021